Антон Ратников. Йетство.
– СПб.: журнал «Нева», 2018.
– 280 с.
Первая книга талантливого петербургского прозаика Антона Ратникова вышла в издательстве «Невы». Журнал на протяжении нескольких лет даёт путёвку в большую литературу начинающим писателям, целиком посвящая два номера в году (январский и июльский) творчеству молодых.
Ратников родился в 1984 году в Ленинграде. В 2014 году окончил Высшую школу режиссёров и сценаристов. Входил в шорт-лист Волошинского конкурса, лонглист премий «Дебют», «Русский Гулливер». Публиковался в альманахе «Взмах», журналах «Звезда», «Октябрь», «Аврора», «Кольцо А». Лауреат премии журнала «Нева» за 2013 год. Участник 14-го Форума молодых писателей России, стран СНГ, зарубежья.
В дебютной книге под одной обложкой изданы два романа – «Йетство» и «На районе». Названием первого из них послужил остроумный авторский неологизм, удачно отражающий тематику самого романа: описание детства ребёнка из полуинтеллигентной ленинградско-петербургской семьи, прозябающей на улицах разбитых фонарей, в одном из отдалённых спальных районов города трёх революций в эпоху безвременья – перестроечные и лихие 90-е годы. Описание детских шалостей и проказ вызывает у читателя подчас не снисходительную усмешку, а тревогу: ведь кумирами для юных героев незаметно стали не пионеры-тимуровцы, а гангстеры из голливудских боевиков… Вынесенная в заглавие метафора коллективного духовного одичания подчёркивает грустный подтекст романа о трудностях взросления в эпоху перемен.
Любой автор, особенно молодой, вольно или невольно вступает в диалог с традицией. О «довлатовском» следе в прозе Ратникова напоминает иллюзия тождества литературы и действительности, и автобиографический герой-рассказчик, и фрагментарность сюжета, и предельно лаконичный стиль, и грустная самоирония, и главное – отчётливое ощущение абсурда окружающей реальности.
Примечательна фигура героя-рассказчика. Чем пристальнее всматриваешься в неё, тем яснее понимаешь, что перед нами не «сын больной больного века», а герой нашего времени. Правда, по причине природной скромности не склонный к созданию исповеди сына века, а пишущий, в том числе о себе, «без излишеств и выпендрёжа», чураясь рефлексии, философских размышлизмов, равно как и всех прочих «измов». Однако что-то мешает причислить его к «потерянному поколению». Он, совершенно в духе традиции, мучается проклятыми вопросами. Как справедливо заметил Валерий Попов во вступлении к книге «Йетство», юный герой получил в наследство «какой-то микроб интеллигентности, ответственности, стыда, вкуса… и мы читаем роман с надеждой».
Ольга Малышкина