ПОЧИТАЕМ?
Куда пропала детско-юношеская литература
Можно ведь, получая сверхдоходы от продажи взрослой литературы, сознательно потратить часть на издание дешёвых по своей цене, но качественных по содержанию детских книг!
Мальчишки и девчонки – самая читающая аудитория. В советское время 200 детских авторов состояли в рядах Союза писателей СССР. Сколько их сегодня, не знает никто.
Приобрести ребёнку хорошую книгу сегодня крайне проблематично. Доступнее всего массовая литература: небрежно написанные детективы, подражательные фэнтези, слащавые любовные романы, ужастики и страшилки – литература развлекательная и потому от жизни отвлекающая.
Когда мне приходится выступать перед ребятами, я всегда интересуюсь, что же они сегодня читают. В школах, где с детьми старательно занимаются учителя литературы и библиотекари, делают акцент на классику (не только взрослую, но и детскую). В семьях же чаще всего появляется та литература, которой, как правило, бывают забиты полки больших книжных магазинов.
Так, на круглом столе, который проходил в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз», восьмиклассники одной весьма «начитанной» московской школы признались, что обожают книги Дмитрия Емца и Тамары Крюковой. Не наблюдалось даже разнообразия во мнениях. Не был назван, например, наш современник, признанный классик детской литературы, книги которого сегодня прекрасно издаются, – Владислав Крапивин. Многие ребята признались, что никогда не слышали этого имени.
А причина ясна: лишившись высокого покровительства государства, детская литература ушла с экранов телевидения и почти пропала на радио. С детским писателем нет никого, кто не то что бы помог ему сделать экранизацию произведения, снять мультфильм или поставить спектакль – то есть поднять, как сегодня говорят, рейтинг его популярности, – но даже просто издал его книгу! Писатель одинок!
Как правило, хороший детский автор, не строчащий денно и нощно, не нужен и коммерческим издательствам. От них то и дело не единицам, а десяткам новых писателей приходится слышать: «Чуковский и Маршак уже всё написали, современные прозаики и поэты не нужны». Или: «За детской литературой в магазины приходят родители и бабушки. А они ориентируются на знакомые имена». Так вежливо коммерсанты научились отказывать новым авторам.
Весь книжный рынок находится в частных руках. Коммерсанты задаются вопросом, с какой стати они, а не федеральный бюджет, должны обеспечивать более 100 тысяч детско-юношеских, школьных библиотек страны, ничего не получая взамен? Вполне рыночное мышление. Государственной поддержки писательского дела сегодня тоже нет. Как сказал мне один депутат Государственной Думы, кстати, честный человек: «Вы к нам, политикам, за деньгами пришли. А мы и сами думаем, у кого бы их попросить». Денег почему-то всегда не хватает.
А недавно мне довелось беседовать и с одним вроде бы патриотически настроенным директором книжного издательства. Хотелось, чтобы он помог хоть нескольким призёрам Международного конкурса детской и юношеской, художественной и научно-популярной литературы им А. Н. Толстого. В ответ на мои призывы: «Дети без книг! Какое будущее у нашей страны?» – директор ответил: «Детскую литературу выпускать не буду – даром потраченные деньги».
Это не совсем так. Можно ведь, получая сверхдоходы от продажи взрослой литературы, сознательно потратить часть на издание дешёвых по своей цене, но качественных по содержанию детских книг! Не хотят. Наш рынок, похоже, слишком избалован и «серыми тиражами», и низкими гонорарами, и безответственностью перед государством и обществом. В последнее время, например, издатели норовят подсунуть такой договор, по которому за копейки, но уже на всю жизнь автор передаёт им свой труд. Более того, они предпочитают распоряжаться произведением и в течение 15–30 лет после смерти писателя.
Понятно, что в этой крайне ненормальной, нецивилизованной ситуации всё большее число детских писателей и в столицах, и в провинции предпочитает вообще не иметь дела с издателями, а занимается самиздатом на личные средства. Это десятки тысяч рублей, которые копятся подолгу, ценой выкраивания далеко не лишних средств из семейного бюджета. Но так как и пристроить книги для продажи в магазины возможности нет (принимают книги только от крупных и известных издательств), авторы вынуждены отдавать свои произведения в дар школам и прочим детским учреждениям. Так, например, приходится поступать и нашему некоммерческому товариществу, которое ведёт работу с ребятами через специально созданный Клуб детско-юношеской книги. Конечно, кто-то и посмеётся над нами: «Не умеете жить!» Но писатель, который чувствует ответственность перед страной, иначе поступить не может. Не прятать же рукописи в стол на десятилетия, дожидаясь более благоприятной коммерческой ситуации.
А один наш коллега, человек в годах, не дождавшись, когда же его повесть для подростков издадут, и вовсе отдал в пользование библиотеки рукопись. И ребята зачитали её до дыр! Два других участника Международного конкурса детской и юношеской, художественной и научно-популярной литературы им А. Н. Толстого, вдохновлённые тем, что были отмечены Союзом писателей России, отправились к мэрам своих городов за материальной помощью для издания книг. Одному дали пятьдесят тысяч рублей, другому – двадцать. Копейки! Правда, на эти деньги они выпустили книги, хоть и тиражами по 500 экземпляров. А чтобы действительно насытить литературой детсадовскую и школьную аудиторию, требуются тиражи не менее 100 тысяч! Тогда хотя бы по одной книге нового наименования попадёт в каждую детскую библиотеку. Но «белые тиражи» даже коммерческих издательств очень редко переваливают за пятнадцать тысяч. Чаще всего это скромные цифры – одна – три тысячи экземпляров.
Если говорить о библиотеках, то лучше всего пополняются новыми детскими книгами библиотеки региональных столиц – в среднем на 3% в год. Но при этом каждая четвёртая из них – всего на 0,2–0,9%! Государство явно экономит на детях и детстве. Значительная часть детско-юношеских библиотек снабжается муниципалитетами, и тоже из рук вон плохо! Библиотечные фонды стремительно устаревают. Миллионы книг превращаются в труху. А в городской библиотеке иной раз можно увидеть и кружку для подаяния, ведь тут процент обновлений едва достигает 0,3. В сельских библиотеках он критически низок – 0,1. В Москве дела обстоят не лучше. Так, в одной начальной школе мне сказали, что за последние годы их библиотеке власти подарили всего три книги: две Жюля Верна и одну… Чернышевского – «Что делать?». И это в богатейшей столице страны!
Печально ещё и то, что общероссийского поля детской литературы больше не существует. Если авторам удаётся издаваться в своих регионах, то их книги из-за маленьких тиражей и особенностей национального рынка (где не очень-то любят «чужаков») не проникают за пределы этого субъекта РФ. Поэтому уже выросла целая плеяда сугубо местночтимых авторов, о которых остальная Россия не знает. Например, старейший прозаик страны Александр Щербаков, получивший на толстовском конкурсе одно из первых мест, изучается в Красноярском крае в рамках регионального компонента школьной программы. Его книга, повествующая о сибирской послевоенной деревне, сегодня выходит в столичном православном издательстве «Лепта».
Как и Александру Щербакову, сибирскому прозаику Сергею Козлову (чья повесть была отмечена Международным конкурсом детской и юношеской, художественной и научно-популярной литературы им А. Н. Толстого, получила премию Союза писателей России, а затем – конкурса им. Владислава Крапивина) пришло на помощь православное издательство «Лепта». Но почему отец Иоанн, чей храм восстанавливается на пожертвования прихожан, должен подменять собой государство и насыщать детские библиотеки страны? Тем более, православное книгоиздание имеет свою тематическую специфику, в которую никак не вписываются многие и многие лауреаты светских по своей сути конкурсов.
Казалось бы, выход из такого затруднительного положения есть: крупные издательства могут проводить свои конкурсы, а потом выпускать в свет книги победителей. Ну вошёл в шестёрку призёров такого состязания наш коллега Олег Трушин, автор произведений о природе. И вот уже который год дожидается, когда же его издадут. А ведь единственная книга этого прозаика сегодня нарасхват в московских школах!
И ещё одно наблюдение. Наши коммерческие издательства увлеклись переводной, уже раскрученной на Западе детской литературой, предпочитая ей отечественную. Фактически мы отдаём свою богатую читательскую аудиторию иностранным авторам, свой рынок сбыта – чужому карману. Зачем, если есть свои авторы, которые более близки и понятны сердцу российского ребёнка?
Коммерческий успех «Гарри Поттера», принёсший Роулинг миллиарды, соблазняет и многих современных авторов. Даже Эдуард Успенский, открывая «Заветную мечту», ориентировал будущих участников состязания как на некий идеал, на «российского «Гарри», которого «Мечта» так и не получила, потому что успех Роулинг повторять бессмысленно. Да и почему русская детская литература должна плестись в хвосте британской?..
Уолт Дисней некогда сказал: «Если мы не создадим американской мультипликации, нам не удастся воспитать истинного американца». Надо думать, когда ребёнок читает исключительно иностранщину, да ещё не лучшего пера, из него едва ли вырастет пророссийски настроенный человек. Возникает следующий парадокс. В то время, когда отечественные издатели остаются равнодушными к российским авторам, европейские – испытывают интерес! Приезжают, ищут среди нас таланты, переводят понравившиеся им рукописи! Так, например, Екатерина Мурашова, которая была отмечена толстовским конкурсом, а вслед за ним «Заветной мечтой» и «Алыми парусами», три года не могла издать в России педагогическую повесть «Класс коррекции», тогда как в Европе её книги выходили на иностранных языках!
Конечно, и в России хорошая детско-юношеская литература есть! Её просто не видно. А без помощи государства она так и будет десятилетие за десятилетием находиться в глубоком андеграунде. Где же выход?
В недавнем Послании Федеральному собранию президент говорил о необходимости создания Фонда русского языка. Вероятно, сегодня нужно, чтобы этот фонд взял на себя обязанности ещё и по изданию, а также распространению по всем детским и школьным библиотекам страны хотя бы тех произведений, которые ежегодно удостаиваются лавров главных российских конкурсов: и «Алых парусов», и «Заветной мечты», и Международного конкурса детской и юношеской, художественной и научно-популярной литературы им А. Н. Толстого Союза писателей России.
В своё время не был подписан законопроект «О творческих работниках и творческих союзах», по которому союзы смогли бы получать средства из государственного бюджета, а также расходовать их на издание книг. Не знаю, поможет ли решению проблемы создание государственного издательства. Ведь исход дела всегда определяют личности и их идейная, нравственная, политическая направленность. Есть рукописи, есть в стране и деньги. Нет пока только политической воли – решить давно перезревшую проблему. Но мы очень надеемся, что государство не оставит без внимания и этот важнейший вопрос.
председатель Товарищества детских и юношеских писателей России