Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 января 2016 г.
Искусство Культура

«Спасённый иконостас»

28 января 2016

С чего начинается коллекционерство? Как правило, с пустяка – какой-то занятной вещицы, которая чем-то приглянулась, будь то резная шкатулка, фарфоровый чайник, старое фото.

– Это как в любви: пришёл, увидел, побеждён, – шутит Андрей Корляков, историограф-иконограф, обладатель гигантского собрания визуальных и фотодокументов, посвящённых Великому Белому исходу.

Выпускник иняза, Андрей Корляков приехал во Францию в 1991 году. Здесь он нашёл родственные души среди потомков белой эмиграции.

В 1993 году состоялась его встреча с Татьяной Алексеевной Осоргиной-Бакуниной, историком масонства.

– У них с мужем, писателем Михаилом Осоргиным, был домик в Сен-Женевьев-де-Буа, рассказывает А. Корляков. – Там, в гостиной, все стены были увешаны фотографиями. Одна показалась мне знакомой. Я спросил: кто это? А Татьяна Алексеевна в ответ – это мой предок, русский князь, анархист Михаил Бакунин...

Так пришла эта любовь с первого взгляда, ставшая страстью всей жизни, – поиски фото и документов, посвящённых первой волне эмиграции. Плодом страсти стал цикл альбомов, «спасённый иконостас», где целый мир, извлечённый из небытия.

Там фото, старые, пожелтевшие, полуистлевшие. Лица, забытые и знаменитые: простые труженики – Репин, Шаляпин, Бунин, Зайцев, Рахманинов, Лифарь, Цветаева... От некоторых «ликов» оставались лишь смутные облики и блики. И сколько же труда вложено в их реставрацию с помощью чистки и обработки в самых современных компьютерных программах!

Выпущено уже семь объёмистых альбомов-книг.

В 1999 году издан первый из них – «Русская эмиграция в фотографиях. Франция, 1917–1947 годы».

В 2001 году выходит новый альбом – «Они сохранили достоинство и честь», посвящённый нелёгкой повседневной жизни, превратностям судеб русских эмигрантов.

Третий альбом из 1000 фотографий – «Русский экспедиционный корпус во Франции и Салониках».

В 2005-м вышел альбом «На пути к успеху», посвящённый эмигрантам, преуспевшим во Франции, невзирая на все трудности.

В 2007 году А. Корляков выполняет и издаёт фундаментальный альбом «Белая армия: фотопортреты русских офицеров. 1917–1922» для своего друга, историка Виталия Жуменко, сотрудника Казачьего музея в Курбевуа (под Парижем).

В пятом альбоме – «Великий Русский исход» (2009) – «хождение по мукам» этих отверженных: Турция, Кипр, Галлиполи, Болгария, Сербия, Латвия, Германия, Франция...

Наконец, в 2013 году на свет появляется «Русская культура в изгнании, Европа, 1917–1947». На его 720 страницах – 2100 снимков. Для составителя этот альбом, по его словам, самый любимый. И именно он наиболее привлекателен для современной российской публики.

На обложке снимок 1932 г.: Фёдор Иванович Шаляпин в костюме Бориса Годунова и «шапке Мономаха» работы Билибина.

– Премьера «Бориса Годунова» с блеском прошла в театре Шатле, в присутствии президента Французской республики, – рассказывает А. Корляков. – За блистательный спектакль певца наградили званием Командора Почётного легиона. Это звание – высочайшее, более высокое есть лишь у президента!

Надо отметить, что на страницах альбомов Корлякова не одни лишь любительские снимки. Есть и работы мэтров фотоискусства. В их числе барон Георгий Гойнинген-Гюне – человек, который практически создал журнал «Вог». Там же Михаил Бродский, великий Пётр Шумов, личный фотограф Родена.

Как и положено по закону, первые экземпляры печатной продукции А. Корляков неизменно отправляет в депо-легаль Национальной библиотеки Франции. И три из этих альбомов библиотека отослала в подарок президенту Жаку Шираку. В ответ президент прислал автору два благодарственных письма.

Книги-альбомы А. Корлякова удостоили вниманием главы правительств и даже коронованные особы. «Вам удалось воссоздать жизнь русских вдали от родины, русских, подаривших Франции свои навыки и свой талант...» – написал ему президент Жак Ширак. А за «увлекательность и оригинальный взгляд на прошлое» его хвалили королева Нидерландов Беатрикс, а также король Бельгии Альберт II, король Испании Хуан Карлос I.

Что произойдёт в дальнейшем? Готовятся ещё четыре альбома. Главный из них для самого составителя – «Дети русских эмигрантов. Первая часть». Его выход планируется приурочить к столетию Великого исхода, т.е. к 2017 году.

Ведь в наши дни трагическая тема Великого исхода – порой питательная среда для различных спекуляций. И главное достоинство альбомов Андрея Корлякова – их аутентичность. Собирателю удаётся не сокращать излишне дистанцию: все подано сдержанно, без надрыва, пафосности, идеологической мишуры.

По объёму эти альбомы «томов премногих тяжелей» (в прямом и переносном смысле). Но основное их достоинство – не объёмность, а объективность.


Обсудить в группе Telegram

Кира Сапгир

Родилась в Москве в 1943 году. Прозаи... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS