Евгений Минин. Про за жизнь. – Иерусалим: Evgarm, 2019. – 298 с.
Про жизнь, за жизнь и проза жизни. Всё это соединилось в новом сборнике рассказов и повестей поэта и прозаика Евгения Минина, хорошо известного в русскоязычном литературном мире своими пародиями, которые регулярно публикуются на страницах газет и «толстых» журналов в России и за рубежом. Много лет проживая в Израиле, Евгений Минин соединяет на страницах сборника привычную отечественную реальность с реальностью русско-израильской эмиграции.
Повествование ведётся от первого лица и подаётся как сугубо документальное, однако в иных случаях сюжет оказывается так лихо закручен, что у критика, равно как и у читателя, невольно зарождается подозрение, что в книге немало места отведено простору авторской фантазии, что, впрочем, едва ли кто-то решится поставить писателю в вину. Так, например, книга открывается детективной повестью «Мехи», где лирический герой Евгения Минина случайным образом оказывается в центре самой настоящей шпионской игры. Здесь всё как полагается – неуловимый агент, борьба с наркодилерами, похищенная подводная лодка и предприимчивые спецслужбы.
Едва только обескураженный читатель приходит в себя, раздумывая, одурачили его или такая история случилась на самом деле, как на смену шпиономании в колоритных восточных декорациях приходит совсем иная картина – автор разворачивает перед нами полотно армейских будней советского призывника. Рядовой Минин, служащий в 1968–1970 годах в Бакинском округе ПВО в батальоне связи, то становится предметом розыгрыша у вышестоящих или «стариков», то попадает в различные неловкие ситуации, заставляя читателя и улыбаться, и одновременно сопереживать его приключениям.
Длинная череда юмористических рассказов, продолжающая книгу, вновь переносит нас за рубеж и изобилует разнообразием сюжетов, раскрывая перед нами множество характеров и жизненных ситуаций. Лёгкая карикатурность персонажей и причудливое сочетание трагического и комического в описании русско-израильской эмиграции явно намекает на продолжение автором так полюбившейся после 90-х довлатовской традиции.
Но не только тема эмиграции привлекает внимание в этом сборнике. Важную роль, например, играют литературные портреты детей, которые Евгений Минин пишет по своим воспоминаниям из опыта школьного учителя. Так, например, цикл начинается с трогательного образа мальчика Ицика, который из хулигана и двоечника становится на глазах прилежным учеником только потому, что учитель сулит ему в присутствии отца большое будущее и Нобелевскую премию. Эффект от такой «шоковой терапии» длится, конечно, недолго, но главное – автор тем самым напоминает, как важна для ребёнка похвала и как ему хочется, чтобы кто-то в него поверил, даже если это противоречит здравому смыслу… «Об учениках – или хорошо, или ничего, особенно если это маленькие дети», – шутит Евгений Минин, перефразируя известный латинский афоризм.
Особое место в книге занял раздел «Семейные хроники», где автор рассказывает непростую историю своей семьи и вспоминает своё детство, начавшееся в маленьком городе Невеле Псковской области. Как и у всех детей того поколения, детство писателя несёт на себе трагический отпечаток войны. Болью в сердце отзывается рассказ о членах семьи, погибших от рук нацистов во время холокоста, немало тягот пришлось и на долю выживших родителей и бабушки с дедушкой – фронт, эвакуация, нужда… И всё-таки горечь военного прошлого с лихвой компенсируется долей здорового юмора – да здравствует жизнь! Жизнь кипит на страницах «Семейных хроник» так же, как и в других частях представляемого сборника: учёба и школьные товарищи, отношения с родными и близкими, женитьба и уже собственная новая семья…
От насыщенных деталями литературных зарисовок родственников и любимой супруги Евгений Минин переходит к портретам людей, близких по духу, своих собратьев по перу, среди которых встречаются фамилии, знакомые даже людям, далёким от мира литературы, – Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Александр Кушнер… По признанию самого автора книги, предметом особой гордости для него служит завершающее сборник эссе о поэте Льве Лосеве и его маленькой тайне, связанной с именем другого поэта, жившего в эпоху Серебряного века, Константина Льдова.
По-доброму иронизируя над всеми своими персонажами, как вымышленными, так и реальными, Евгений Минин снова и снова заставляет читателя то улыбаться, то сочувственно вздыхать.
Марианна Марговская,
кандидат философских наук