Вячеслав Власов. Воссоединение на берегах Даугавы. Рижская юность Рихарда Вагнера.
– Киев: Муз. Украина, 2022. – 108 с.: ил.
«ЛГ» писала о книге Вячеслава Власова «Закат в Венеции», посвящённой последним месяцам жизни Рихарда Вагнера. В новом произведении – «Воссоединение на берегах Даугавы» – писатель рассматривает малоизученный рижский период жизни великого композитора.
В Ригу юный Вагнер приехал на заработки и провёл там всего два года. Но этот короткий по меркам относительно долгой жизни композитора (он прожил 69 лет) сыграл важную роль и в его человеческой, и в его творческой судьбе.
Вячеслав Власов восстанавливает историческую справедливость, описывая отношения Рихарда Вагнера с его первой женой, актрисой Минной Планер, которую музыкант горячо любил. «На эту женщину навешано столько ярлыков! Мол, её единственными достоинствами были красота и актёрский дар. Остальными же своими качествами – посредственностью, мещанством, непомерной требовательностью, капризностью, скандальностью и истеричностью – она причинила Рихарду много боли и сделала семейную жизнь Вагнеров… невыносимой. Эти штампы появились благодаря многим вагнеровским биографам с подачи второй жены Вагнера – Козимы, – пишет автор в предисловии к книге. И добавляет: – Не будь рядом с ним Минны во времена самых тяжёлых жизненных испытаний, которые в Риге только-только начинались, мир мог бы и не узнать о Рихарде Вагнере».
Действительно, в книге Власова мы видим не пустоголовую кокетку, а умную, чуткую к искусству женщину, которая не только безусловно верит в талант своего мужа, но и делает всё возможное, чтобы помочь его карьере: даёт ему советы, как более естественно выписать женские партии, пытается выбить для него должность капельмейстера в кёнигсбергском театре… Как людям искусства, им было нетрудно понять друг друга: так, в предсвадебный день молодые люди устроили бенефис в театре, чтобы оплатить праздничный ужин: Рихард дирижировал, Минна исполняла пантомимную роль… Их отношения не были простыми: были и взаимные упрёки, и частые ссоры, измены и расставания – в первые же годы супруги чуть не развелись. Но всё же в этом неустойчивом браке композитор нашёл опору: «Поддерживаемый Минной, Рихард Вагнер не боялся прослыть «белой вороной».
И это значило так много. Потому что уже тогда, в ранней юности, в городе на окраине Российской империи Рихард Вагнер начал менять привычное представление о музыке. Он расширил состав оркестра, чтобы добиться более полного звучания; ускорил темп некоторых произведений и как дирижёр впервые повернулся спиной к зрителям, чтобы достигнуть лучшего контакта с музыкантами (а также начал дирижировать двумя руками).
Впрочем, нововведения были не только техническими. Вагнер медленно и упорно приучал рижскую публику, привыкшую к водевилям и искавшую в театре исключительно развлечения, к серьёзной музыке. Причём здесь проявляется не только его музыкальный гений, но и коммерческий талант: Вагнер вводит абонементы, устраивает в антракте фуршеты с освежающими напитками и закусками. Его цель – донести до как можно большего количества людей подлинную глубину музыки, способной переворачивать душу.
Повернувшись спиной к зрителям и их вкусу, Рихард Вагнер обратил лицо к Великому Искусству, которому служил до конца своих дней.
К слову, именно в Риге композитор начинает своё первое серьёзное произведение – оперу «Риенци».
Как и в «Закате в Венеции», Вячеслав Власов насыщает повествование выдержками из писем и воспоминаний и создаёт яркие, живые образы главных героев, заставляя сопереживать их трудностям и успехам, обуревающим их чувствам. В отличие от предыдущей книги, наполненной спокойствием и умиротворением последних месяцев жизни гения, достигшего всего на своём творческом пути, «Воссоединение на берегах Даугавы» полно кипучей энергии молодости, страсти и амбиций. Юный Вагнер отличается от пожилого, и в этом несомненное мастерство Власова как биографа.
Читать эту книгу можно не только как исследование жизни и творчества великого композитора, но и просто как увлекательное произведение о любви, превратностях судьбы и таланте, который в конечном итоге преодолевает все трудности.
Кроме того, сердце русского читателя согреет ощущение неразрывной связи Вагнера с Россией: подумать только, одни из первых гонораров начинающий Вагнер получал в рублях!.. А какое-то время даже жил в Санкт-Петербурге…
Немаловажно и то, что в это непростое время рассказ о рижском периоде Вагнера вышел в киевском издательстве – как на русском, так и на украинском языке. Перевела его А. Кузьменко. А великолепные акварельные иллюстрации создала одесская художница Ирина Потапенко.
Думается, поклонникам Рихарда Вагнера стоит начать собирать серию этих книг. Хочется верить, что в скором времени Вячеслав Власов напишет и о других периодах жизни великого композитора.