Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2022 г.
  4. № 13 (6827) (30.03.2022)
Литература Библиосфера

Спиной к зрителю, лицом к искусству

30 марта 2022

Вячеслав Власов. Воссоединение на берегах Даугавы. Рижская юность Рихарда Вагнера.

– Киев: Муз. Украина, 2022. – 108 с.: ил.


«ЛГ» писала о книге Вячеслава Власова «Закат в Венеции», посвящённой последним месяцам жизни Рихарда Вагнера. В новом произведении – «Воссоединение на берегах Даугавы» – писатель рассматривает малоизученный рижский период жизни великого композитора.

В Ригу юный Вагнер приехал на заработки и провёл там всего два года. Но этот короткий по меркам относительно долгой жизни композитора (он прожил 69 лет) сыграл важную роль и в его человеческой, и в его творческой судьбе.

Вячеслав Власов восстанавливает историческую справедливость, описывая отношения Рихарда Вагнера с его первой женой, актрисой Минной Планер, которую музыкант горячо любил. «На эту женщину навешано столько ярлыков! Мол, её единственными достоинствами были красота и актёрский дар. Остальными же своими качествами – посредственностью, мещанством, непомерной требовательностью, капризностью, скандальностью и истеричностью – она причинила Рихарду много боли и сделала семейную жизнь Вагнеров… невыносимой. Эти штампы появились благодаря многим вагнеровским биографам с подачи второй жены Вагнера – Козимы, – пишет автор в предисловии к книге. И добавляет: – Не будь рядом с ним Минны во времена самых тяжёлых жизненных испытаний, которые в Риге только-только начинались, мир мог бы и не узнать о Рихарде Вагнере».

Действительно, в книге Власова мы видим не пустоголовую кокетку, а умную, чуткую к искусству женщину, которая не только безусловно верит в талант своего мужа, но и делает всё возможное, чтобы помочь его карьере: даёт ему советы, как более естественно выписать женские партии, пытается выбить для него должность капельмейстера в кёнигсбергском театре… Как людям искусства, им было нетрудно понять друг друга: так, в предсвадебный день молодые люди устроили бенефис в театре, чтобы оплатить праздничный ужин: Рихард дирижировал, Минна исполняла пантомимную роль… Их отношения не были простыми: были и взаимные упрёки, и частые ссоры, измены и расставания – в первые же годы супруги чуть не развелись. Но всё же в этом неустойчивом браке композитор нашёл опору: «Поддерживаемый Минной, Рихард Вагнер не боялся прослыть «белой вороной».

И это значило так много. Потому что уже тогда, в ранней юности, в городе на окраине Российской империи Рихард Вагнер начал менять привычное представление о музыке. Он расширил состав оркестра, чтобы добиться более полного звучания; ускорил темп некоторых произведений и как дирижёр впервые повернулся спиной к зрителям, чтобы достигнуть лучшего контакта с музыкантами (а также начал дирижировать двумя руками).

Впрочем, нововведения были не только техническими. Вагнер медленно и упорно приучал рижскую публику, привыкшую к водевилям и искавшую в театре исключительно развлечения, к серьёзной музыке. Причём здесь проявляется не только его музыкальный гений, но и коммерческий талант: Вагнер вводит абонементы, устраивает в антракте фуршеты с освежающими напитками и закусками. Его цель – донести до как можно большего количества людей подлинную глубину музыки, способной переворачивать душу.

Повернувшись спиной к зрителям и их вкусу, Рихард Вагнер обратил лицо к Великому Искусству, которому служил до конца своих дней.

К слову, именно в Риге композитор начинает своё первое серьёзное произведение – оперу «Риенци».

Как и в «Закате в Венеции», Вячеслав Власов насыщает повествование выдержками из писем и воспоминаний и создаёт яркие, живые образы главных героев, заставляя сопереживать их трудностям и успехам, обуревающим их чувствам. В отличие от предыдущей книги, наполненной спокойствием и умиротворением последних месяцев жизни гения, достигшего всего на своём творческом пути, «Воссоединение на берегах Даугавы» полно кипучей энергии молодости, страсти и амбиций. Юный Вагнер отличается от пожилого, и в этом несомненное мастерство Власова как биографа.

Читать эту книгу можно не только как исследование жизни и творчества великого композитора, но и просто как увлекательное произведение о любви, превратностях судьбы и таланте, который в конечном итоге преодолевает все трудности.

Кроме того, сердце русского читателя согреет ощущение неразрывной связи Вагнера с Россией: подумать только, одни из первых гонораров начинающий Вагнер получал в рублях!.. А какое-то время даже жил в Санкт-Петербурге…

Немаловажно и то, что в это непростое время рассказ о рижском периоде Вагнера вышел в киевском издательстве – как на русском, так и на украинском языке. Перевела его А. Кузьменко. А великолепные акварельные иллюстрации создала одесская художница Ирина Потапенко.

Думается, поклонникам Рихарда Вагнера стоит начать собирать серию этих книг. Хочется верить, что в скором времени Вячеслав Власов напишет и о других периодах жизни великого композитора.

 

Тэги: Валерия Галкина Вячеслав Власов
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Между искусством и экологией

    27.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS