Президент Фонда исторической перспективы, постоянный автор нашей газеты Наталья Нарочницкая отмечает свой юбилей. Редакция «ЛГ», душевно поздравив виновницу торжества, задала ей несколько вопросов.
– Наталья Алексеевна, чего желается и что видится в обозримом будущем?
– Хотелось бы Божьей помощи в благих начинаниях. Сил и здоровья для работы. Чтобы обретённое в трудностях и муках единение нации сохранилось, несмотря на серьёзные экономические трудности. Чтобы мы снова не превратились в атомизированное общество, не способное найти согласие ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего. В связи с такими пожеланиями не могу не поделиться впечатлением, которое на меня произвело недавнее прощание с нашим великим современником – Святейшим Патриархом.
В той скорбной очереди со светлой молитвой, пожалуй, впервые за 20 лет стояли в равных количествах молодые и старые, богатые и бедные, высокообразованные и простые. Никого туда специально не приводили. Если бы на ритуал прощания выделили неделю, то и её бы не хватило. Россия показала всему миру, что Маркс, Энгельс, Троцкий и Ленин оказались совершенно бессильны перед нашей страной. После семи десятилетий принудительного атеизма она показала всем, ЧТО для неё главное, самое важное и авторитетное, вечное и доброе. Это вера, надежда, любовь.
– Удовлетворены результатами своей многотрудной деятельности?
– Как будто не пропали, извините за пафос, наши скорбные труды. Непонимание, с коим мы сталкивались в 90-е годы, кануло в прошлое, и, дай Бог, чтоб безвозвратно.
Необходимо, чтобы национально-государственная воля России и дальше наглядно демонстрировала себя на международной арене – в отстаивании своих интересов, решений, представлений о праве и справедливости. Следует проявлять эту волю и перед собственным народом, и перед народами, которые вправе рассчитывать на российскую поддержку. Надо спокойно и уверенно продолжать оставаться «Россией и русскими в мировой истории» (такое название носит одна из книг Н. Нарочницкой. – «ЛГ»).
– В общем, несмотря ни на что, преисполнены оптимизма и веры в завтрашний день?
– Мой оптимизм окрашен в реалистические тона. Никакой эйфории не испытываю. Далеко не всё, что происходит в нашем государстве, мне нравится. Однако я всегда различала государство и Отечество. Первое – плод наших совместных «трудов греховных», оно и отражает в известной мере нашу греховность. Отечество же – вечный дар, данный нам для постоянного исторического делания. На этом пути неудивительны взлёты и падения, прозрения и заблуждения.
Как бы там ни было, считаю, что Россия, безусловно, выжила. И ещё не сказала своего последнего слова миру.