В недавней программе Владимира Соловьёва на России-1 политолог Сергей Михеев обратил внимание на всё ещё сохраняющиеся вывески, названия магазинов и кафе на английском языке, на засилье английского в радиоэфире. Михеев с присущей ему прямотой сказал: сплошь и рядом транслируют песни именно на нём. То же звучит в торговых центрах, кафе и ресторанах даже с грузинской кухней. Ему возразили, что, мол, есть немало радиостанций, которые крутят русские песни. В защиту коллеги Соловьёв заметил, что он имел в виду отсутствие народной музыки, фолк, как заметил Соловьёв. И это на самом деле так.
Конечно, есть радиостанции, например «Авторадио», где звучат песни отечественных авторов и исполнителей. Но Михеев явно говорил о другом, просто, может быть, не до конца высказался. Речь именно о национальной песне, в том числе хоровой, а также о национальных инструментах, например о баяне или балалайке.
Я вспомнил свою первую поездку в Испанию в 1984 году. Мы проехали на автобусе полстраны – от Мадрида до морского побережья и обратно – уже другим маршрутом. Дорогу сопровождала испанская музыка, которую включал водитель. Мелодии неуловимо отличались. Гид Сандро (ударение на «а») пояснил мне, что при въезде в ту или иную область мы переходим на местные радиостанции, и они дают мелодии и песни, присущие именно этим регионам – со своими особенностями и нюансами. Кураторы эфира в буржуазной стране, где с точки зрения рынка, возможно, также были бы востребованы англоязычные произведения, тем не менее вели свою культурную политику в эфире. Совершенно правильно!
Сегодня ясно понимаешь: настала пора почистить наш музыкальный эфир. Это не значит, что надо всё английское убрать. Например, есть радио «Джаз», оно даёт прекрасные джазовые произведения, в основном американские. Но могут звучать и будут раскрывать музыкальную картину мира лучшие популярные зарубежные шлягеры, и не только английские, но и итальянские, немецкие, фламандские, сенегальские, иранские или индийские и т.д. Есть прекрасный опыт. С 1967 года бессменный автор и ведущий радиопрограммы «Встреча с песней» Виктор Татарский по ноябрь 2019 года 1350 раз выходил в эфир. И это были прекрасные развлекающие и познавательные программы. Увы, замены Татарскому пока нет.
Речь, кстати, стоит вести не только о федеральном эфире, нужна единая музыкальная политика для всей страны с учётом языковых, культурных, этнических традиций областей и республик. Кто этим займётся? Маловероятно, что такую ответственность способно взять на себя нынешнее Министерство культуры. Может быть, импульс последует со стороны Общественной палаты РФ, которая подключит к процессу главные телерадиокомпании? Тут есть над чем подумать. Главное, есть что делать.