Прошедший год трудно отнести к оптимистичным, но маленькие радости всё же случались. В июне «Литературная газета» (№ 24, «Бесприютные картины») рассказала о, казалось бы, безнадёжной судьбе наследия нижегородского художника-флориста Александра Николаевича Юркова (1935–2014).
Вкратце напомню. Стиль и способ создания Юрковым живописных произведений, в основном пейзажных, уникален. Его флорийская мозаика не допускает ни единого мазка красками или черты карандашом. Палые листья, сухие травинки, шелуха тыквенных и подсолнечных семечек – вот исходный материал. Шедевры Юркова столь своеобразны, что вызывают и восхищение, и недоумение: это сколько же надо сил, терпения, чтобы расщепить этот подножный материал на миллионы частиц, подобрать нужные по колеру. Чтобы получить цельный сюжет, наполненный дыханием и природными красками жизни. В его сначала самодельно-подвальную картинную галерею, а потом и на постоянно действующую экспозицию в областном выставочном зале валом валили. Однако после объединения выставочного зала с Художественным музеем для картин Юркова места не нашлось.
Два года «хождения по мукам», письма, рекомендации экспертов, газетные статьи – всё впустую. Но, о, чудо! Бывшая руководитель выставочного комплекса Геля Александровна Деулина, не дождавшись помощи от регионального министерства культуры, всё-таки нашла прекрасное помещение и неравнодушного человека, владельца элитной гостиницы в исторической части Нижнего Новгорода, в особняке XIX века купца Ф.И. Гнеушева. Он предоставил в аренду для картинной галереи Юркова первый этаж своего отеля – 153 квадратных метра площади. К чести нижегородских СМИ, они откликнулись на открытие выставки-музея, поместив сообщения в газетах, сделав репортажи на ТВ и в социальной сети VK.
Геля Деулина – и гид, и смотритель, и директор. Более всего её радуют серьёзные вопросы школьников, приходящих в организованных группах, их стремление понять движение души художника. И ещё она с гордостью перечисляет регионы России, из которых за этот короткий срок уже приезжали любители живописи: Москва, Калининград, Томск, Челябинск, Вологда, Сергиев Посад. Туристические фирмы включили в свой «поток» посещение Юрковки. Благо она находится в десятке метров от «Домика Каширина», где провёл часть своего детства Алёша Пешков, будущий Максим Горький.
«В этой жизни помереть не трудно, – писал Владимир Маяковский. – Сделать жизнь значительно трудней».
Будем делать жизнь?