Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2019 г.
Телеведение

Спрос – мерило успеха

Киноманы предпочитают субтитры

15 января 2019
За шесть недель «Движение вверх» принесло отрасли три миллиарда рублей

Программный директор российского кинорынка Екатерина Бордачёва рассказала «ЛГ» об успехах российского кинематографа и о проблемах его проката


– Что такое кинорынок и как происходит отбор фильмов для кинотеатров?

– В глобальном смысле это деловой форум, где встречаются представители кинобизнеса. На мировых рынках основными покупателями являются дистрибьюторы и сейлс-бюро (посредники, которые закупают международные права на фильмы у производителей), а продавцами, соответственно, – продюсерские компании, фонды или также сейлс-бюро.

В России рынок устроен несколько иначе. Здесь основными покупателями выступают кинотеатральные сети, региональные кинофонды, программные департаменты телеканалов и онлайн-платформы. Тридцать лет назад, когда закончилось время плановой экономики, возникла необходимость поставить кинопрокат на рыночные рельсы, ввести механизмы взаимодействия между владельцами прав на показ фильмов и демонстраторами. С этой целью с 1989 году и был основан Союзкинорынок, который стремительно перешёл на рельсы саморегулирования, как того и требовало время. В начале 90-х на российский рынок в изобилии пришло зарубежное кино, появились лидирующие дистрибьюторские компании, которые не только продавали права на демонстрацию, но и позже стали представлять интересы крупных голливудских киностудий в нашей стране. К началу 2000-х рынок обрёл более-менее цивилизованные очертания. Тогда он стал Межгосударственным кино-телевидеорынком. С тех пор он только обрастал новыми партнёрами, менялся вместе с законодательными новшествами и отраслевыми преобразованиями. В этот же период к его участникам присоединились продавцы услуг и оборудования для кинопоказа…

Сейчас российский кинорынок (Russain Film Market) – единственная в России структура, объединяющее 4000 игроков в год. Мы проводим три форума в год: зимний и весенний в Москве, летний – в Сочи, в июне, в партнёрстве с фестивалем «Кинотавр».

– Окупаются ли российские фильмы?

– Из 100 игровых полнометражных лент, созданных при поддержке Министерства культуры РФ или Фонда кино, лишь два десятка окупается в кинотеатральном прокате. Спрос в кинотеатрах является мерилом успеха, дальнейшая судьба проекта на вторичных рынках во многом определяется показателями кинопроката.

– Какие отечественные фильмы имели наибольшие кассовые сборы в 2018 году?

– Хочу отметить прежде всего небывалый успех кинокартины «Движение вверх», которая стартовала в канун нового, 2018 года и за шесть недель проката принесла отрасли без малого 3 миллиарда рублей, оставаясь при этом и с творческой точки зрения чудесной картиной, яркой, с отличным сценарием и актёрским составом. Неплохо сработали другие спортивные драмы: «Лёд» и «Тренер». Ряд российских комедий: «Ёлки Новые», ставшие брендом новогодних праздников, «Я худею», «Супербобровы». Конечно же, в числе лидеров наша анимационная народная франшиза «Три богатыря…». Отдельно мне бы хотелось отметить успех фильмов-явлений, когда кино как искусство привлекло внушительное число зрителей. Я говорю о картинах «Довлатов», «Кислота», «Человек, который удивил всех», ещё это скандальное «Лето», копродукция «Хрусталь» (белорусский номинант на премию «Оскар).

– В основном на экранах всего мира – американские фильмы. Были ли за прошедший год какие-то неожиданные явления – фильмы из традиционно не кинематографических стран?

– Европейское кино занимает особое место в российском прокате благодаря в основном независимым прокатным компаниям, выпускающим бриллианты ведущих международных кинофестивалей в отечественный прокат. Например, «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, триумфатор Канн, который достойно сражается с голливудскими гигантами. Из открытий года – «Пылающий» корейского режиссёра Ли Джон Дона, который выпускала в прокат компания «Про Взгляд». В сложный летний период он довольно долго был представлен в арт-кинотеатрах и собрал более 14 миллионов рублей. Растёт аудитория японского кино, всех вдохновил успех аниме-истории «Мэри и ведьмин цветок», собравший сотни тысяч зрителей в России, после чего вышло ещё семь аниме-фэнтези. Возвращается на российский рынок и индийское кино, такие проекты, как «Я препод», «Бабухали: Рождение легенды», заявили о новой эпохе индийской кинематографии. Технологичной и конкурентной.

– По-прежнему ли в тренде кинозалы в торговых центрах? Или всё-таки будет возвращение к традиционной форме кинотеатра?

– Кинорынок в целом зависит от экономической ситуации в мире, в России, поэтому интенсивность строительства гигантских мегаплексов сейчас переживает существенный спад; программа кинофикация городов с населением до 500 тысяч, которую курирует Фонд кино, во многом стимулирует реконструкцию существующих со времени СССР кинотеатров. Это здания с одним или двумя залами существуют как кинодосуговые центры. Практика показывает, что в небольших городах они вполне жизнеспособны.

– Каким должен быть документальный фильм, чтобы попасть в прокат?

– Прокатчики прежде всего обращают внимание на зрелищное документальное кино, которое привносит на экран подлинность и тот непередаваемый адреналин, драйв, риск, запечатлённую красоту живого мира, всегда интересного и неожиданного! Один из недавних таких проектов австралийский документальный фильм «Горы» – невероятно красивый, где есть грандиозная высота, завораживающая и пугающая, величие и опасность.

В кинотеатрах сейчас по--пулярны не только фильмы о природе и стихии, но и биографии музыкантов, актёров… Например, «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», который выходил в прокат два года назад, недавний «Ван Гог: Золото и лазурь», созданный в стереоформате. Востребованы также фильмы-концерты. Хочу напомнить о выходе на киноэкраны перформанса, совместившего кино, театр и музыку, – «#Зановородиться» с Сашей Петровым в главной роли.

– Какова ситуация с детским кино?

– Детское кино, фестивали для детей – моё хобби, любимое дело для души, миссия, я бы сказала. Стараюсь всё смотреть, помогать российскому кино для детей и юношества в продвижении на мировые фестивали. В европейских странах – например, в Германии, Швеции – популярны экранизации сказок, легенд, классической литературы... Это очень правильно, такой подход – сильнейший и эффективный образовательный ресурс.

Что интересует детей в России? И во всём мире? Дружба, первая любовь, вера в чудо и сказку, в добро… Планшеты и гаджеты не убивают веру в Деда Мороза, радость от игры в снежки или купания в реке…

С анимацией в России всё просто отлично, а вот профессионального игрового детского кино мало. Продюсеры считают, что им все должны помогать: и дать денег на производство (что государство и делает), и помочь в прокате... У меня вопрос: а что инициатор проекта может предложить, кроме сценарной или режиссёрской идеи, которую он транслирует инвестору в лице государства?

Российские студии анимации преодолели кризис в этом виде кино, бренды Wizart, «КиноАтис», «Мельница» известны во всём мире. Отечественные мультфильмы востребованы и популярны, потому что продюсеры и рискуют, и несут ответственность, и профессионально действуют в международном пространстве.

 – Насколько важен качественный дубляж для удачного проката фильма?

– Я и мои друзья, чтобы насладиться голосами любимых актёров, предпочитают субтитры. Недавно я смотрела с субтитрами комедийный вестерн «Братья Систерс» и была в восторге. Те же, кто видел дублированную версию, отзывались отрицательно. Вывод прокатчики сделали, и довольно часто большие проекты сейчас выходят в оригинале с субтитрами.

Беседу вела
Елизавета Трусевич



Екатерина Бордачева1.jpg

«ЛГ»-досье

Екатерина Бордачёва в 2006 году окончила экономический факультет ВГИК им. С.А. Герасимова. С 2008 года возглавляла направления кинопроката, кинопоказа и фестивальной деятельности в государственных и частных дистрибьюторских компаниях. В 2007–2008 гг. – организатор и куратор программ Недели русского кино в Сербии. Член жюри кинофестивалей «Золотой Витязь» (Россия), «Юниорфест» (Чехия), «Шлингель» (Германия), «Олимпиафест» (Греция), фестиваля студенческих фильмов (Сербия) и других. С 2013 года – программный директор российского кинорынка (Russian Film Market). Член Европейской ассоциации детского кино ECFA. 


Тэги: Елизавета Трусевич
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS