Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2013 г.
  4. № 47 (6440) (27.11.2013)
Литература

Спросите учителя

27 ноября 2013

Российское литературное собрание стало событием в общественной и культурной жизни. Собрание не только констатировало: мы живём в условиях гуманитарного кризиса, но и обозначило пути его преодоления.

В работе секции, посвящённой проблемам преподавания русского языка и литературы в школе, принимали участие учителя из Хабаровска, Ижевска, Саратова, Казани, Санкт-Петербурга, Омска, Ульяновска, Ростова-на-Дону, Москвы, Липецка и других городов, преподаватели вузов. Поднимались вопросы, связанные с неудовлетворительным состоянием методического обеспечения преподавания предмета. Все сошлись во мнении, что Федеральный государственный образовательный стандарт старшей школы фактически не может обеспечить сохранение единого образовательного пространства в области изучения литературы. Он не содержит перечень обязательных произведений, не имеет чётко обозначенной программы изучения литературы в старших классах. Нельзя согласиться и с соединением двух предметов в один – «русский язык и литература», на изучение которого отводится всё те же три часа в неделю. Учителя и писатели настаивали на необходимости восстановления в правах предмета «литература», обеспечивающего становление личности учащегося, формирование его ценностных установок, развитие эстетического вкуса, устойчивой мотивации к чтению. Речь шла также о необходимости разработки концепции школьного образования в области русского языка и литературы, определении обязательного корпуса знаковых для нашей культуры текстов, без знания которых невозможно воспитание не только читателя, но и гражданина нашей страны.

Хочется верить, что обращения были услышаны, и всё не ограничится обсуждением. Полагаю, что в таком государственно-общественном союзе, объединяющем всех, кто болеет за судьбу русского языка и литературы, может быть обозначен выход из несколько затянувшегося и подступившего к очень опасной черте гуманитарного кризиса.

Людмила ДУДОВА, председатель Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы

Донести классику до детей

Отрадно, что проблема «Дети, книга, учитель» обсуждалась на Всероссийском литературном собрании. Нас, учителей литературы, Н.Д. Солженицына назвала «пехотинцами», не подкреплёнными «тяжёлой артиллерией», под которой подразумеваются СМИ, телевидение, кино. Всё начинается со школьного учителя и того предмета, который он преподаёт. Ведь, как известно, только читающий учитель литературы может воспитать читающего ученика, только влюблённый в книгу может «заразить» этой любовью своих учеников.

Среди участников литературного собрания было только 30 учителей-словесников, а по проблемам литературы, в частности детской, выступали и авторы учебников, и составители ЕГЭ и олимпиад по литературе, и писатели, и поэты, и профессора, и доктора наук, и авторы различных проектов. Каждое выступление – не только выявление проблем, но и предложения, как поправить ситуацию, в которой оказалось образование сегодня. Вот некоторые из них.

Говорили о списках литературы. Из-за огромного количества отчётов, ненужной писанины учитель литературы часто не добирается до текстов.

Сегодня в педагогической среде одна из самых употребляемых аббревиатур – ФГОС. В стандарте старшей школы нет предмета «литература». Поэтому учителя спрашивают, как можно сдавать экзамен по предмету, который скоро не будет существовать?

Аттестация педагогов. Чтобы подтвердить уже имеющуюся высшую квалификационную категорию, учитель собирает множество справок, в том числе и заслуженные учителя и победители конкурса «Лучший учитель года».

Определённая работа проводится в регионах. Интересный опыт в Хакасии – проект «Любимый писатель детей Хакасии». Квалифицированные читатели выбирают квалифицированного писателя. А ещё «Дебаты» в защиту книги на местном телевидении.

По словам президента, знание классики – правила хорошего тона.

Предложили бегущей строкой пропагандировать хорошую детскую литературу. Также нужен сайт.

Всё, о чём бы ни говорили, выстраивается на личности учителя, его таланте, начитан­ности, эрудиции.

Огромное впечатление осталось от встречи с потомками Толстого и Лермонтова, Достоевского, Шолохова и Пастернака, а также с Н. Солженицыной, В. Распутиным, А. Дементьевым, Ю. Поляковым, Е. Рейном, Л. Анненским, И. Волгиным, С. Говорухиным, С. Соловьёвым, С. Безруковым и многими другими.

Думается, что всем, кто присутствовал на собрании, была сделана гуманитарная прививка. Появилась вера в то, что в преподавании литературы произойдут позитивные изменения, что учителя, работающие сегодня в профессии, сумеют донести до учеников и нашу классику, и лучшие произведения современных авторов для детей.

Ирина ГАЛКИНА, учитель русского языка и литературы школы № 5, почётный работник общего образования, КИРОВ

Тэги: Российское литературное собрание
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Иван Переверзин – новый спичрайтер президента

    15.01.2014
  • Надоевшая шарманка и «люди мира»

    27.11.2013
  • Требуются знайки

    27.11.2013
  • Потомки русского глагола

    27.11.2013
  • ...А теперь получится!

    27.11.2013
  • Мыши и теплоходы

    45 голосов
  • ...А теперь получится!

    26 голосов
  • Надоевшая шарманка и «люди мира»

    24 голосов
  • Иван Переверзин – новый спичрайтер президента

    22 голосов
  • Когда в товарищах согласье есть

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS