21 июля Президент РФ подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одна из пяти главных целей – цифровая трансформация. Каковы её основные показатели?
• Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также госуправления.
• Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
• Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, до 97 процентов.
• Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с 2019 годом.
Новое понятие «цифровая зрелость» звучит немного странно и не очень понятно. Как её оценивать или измерять? Никаких разъяснений пока нет, и даже интересно, как долго это останется загадкой.
Можно догадаться, что главным двигателем развития цифровизации станут инвестиции, в основном государственные, поскольку частный капитал в данное время не даст нужного объёма вложений.
Но для развития инновационных технологий одних денег недостаточно. Помимо налогов и коррупции инвесторы обычно боятся высоких административных барьеров и правовой неразберихи, когда невнятные законы и постановления противоречат друг другу или произвольно трактуются правоохранительными и судебными органами.
Есть недорогой, но эффективный путь создания привлекательных условий для инвесторов и инноваторов.
Например, в Китае для развития инновационных технологий ликвидировали около 600 законодательных ограничений, а вот при создании особого правового и экономического статуса инновационного центра «Сколково» в 2010-м – только 110. В прошлом году сняли ещё ряд ограничений для упрощения регуляторных правил.
Всё это в сумме многое даёт. В «Сколкове» с 2016 года действует Международный медицинский кластер (ММК), созданный правительством Москвы. В 2015-м В. Путин подписал федеральный закон об этом кластере, который предоставил налоговые льготы и снял многие ограничения на его медицинскую, исследовательскую и образовательную деятельность.
Клиники из развитых стран теперь могут здесь работать по своим лечебным протоколам, использовать лекарства и оборудование, которые не зарегистрированы в РФ. Зарубежным специалистам не нужно разрешение на работу или подтверждение диплома. При этом действуют санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Однако многие запреты и чрезмерные бюрократические процедуры лишь предстоит ликвидировать для более эффективной работы медицинского кластера.
В 2019 году правительство запустило «регуляторную гильотину» – масштабный пересмотр и отмену нормативных актов, негативно влияющих на организацию производства и бизнеса, сроков проверок и т.д. Ведь в прошлом году ещё действовали более 25 тысяч нормативно-правовых актов времён СССР. А некоторым из них уже более 100 лет, но формально, хотя и не фактически они продолжают действовать.
22 июля Госдума приняла в 3-м чтении пакет законопроектов для реализации механизма «регуляторной гильотины». Посмотрим, дойдёт ли дело до реальных действий.
Да, чиновники постепенно отменяют устаревшие нормы, но работают без особого энтузиазма. Запреты и ограничения не должны быть единственными инструментами госуправления. Давно пора двигаться в противоположном направлении, иначе технологический рывок не совершить.
Бюрократия должна стать инновационной в лучшем смысле слова. И не нужно изобретать велосипед, просто надо проявить желание, волю и профессиональное мужество.
Александр Лопухин
Только факт
Сегодня у нас около 10 000 нормативных правовых актов, которые содержат больше 2 миллионов обязательных требований к бизнесу. Значительная часть из них избыточны и неэффективны, устарели морально и технологически. Совершенно очевидно, что это главный тормоз развития, но окрепшая и поднаторевшая бюрократия не сдаётся.