Наш Гагарин: Первый космонавт планеты на Калужской земле / По материалам Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. – Калуга: Золотая аллея, 2011. – 176 с.: ил. – 2000 экз.
В 1961 году Гагарин был самым популярным человеком на планете.
Перед нами фотоальбом, рассказывающий о нескольких поездках первого космонавта в Калужскую область – в места, связанные с именем Циолковского. Рассматривая фотографии, невольно проникаешься духом того времени. Так и хочется воскликнуть: «Ах, Гагарин!»
В рассказах людей, близко знавших Юрия Алексеевича, часто встречается фраза, что внешне он был ничем особо не примечателен и лишь улыбка, впоследствии ставшая знаменитой, сразу выделяла его. Смотришь на фотографии Гагарина, сделанные весной 1961-го или раньше, и думаешь: удивительно красивый человек! А как ему идёт военная форма!
За 1961 годом в фотоальбоме следует 1964-й, затем 1966-й. Гагарин, уже пополневший и немного облысевший, всё реже улыбается открытой и добродушной улыбкой. Теперь на лице Юрия Алексеевича можно встретить задумчивое или сосредоточенное выражение. Устал? Или просто стал старше?
В Калужской области одна только весть о его приезде собирает толпы. Люди готовы ждать часами, лишь бы увидеть издали одним глазком, подарить букет цветов, пожать руку. Или вот фотография пожилой женщины, второпях прибежавшей из дома прямо в домашнем байковом халате, чтобы взглянуть на Гагарина и по старинному обычаю осенить героя крестным знамением.
В конце подборки – несколько фотографий, датированных уже ноябрём 1967 года. Гагарина пригласили поохотиться в калужских лесах. На этих фото он вообще трудноразличим среди многочисленного местного начальства. Логика подсказывает, что искать космонавта надо где-то в центре кадра, но находишь его далеко не сразу. Вспоминаются и стихи о другом герое: «Ищут давно, но не могут найти парня какого-то лет двадцати».
Таким и был Гагарин – советский парень, похожий на сотни тысяч других, «среднего роста, плечистый и крепкий». Обычный советский герой, который в нужный момент выдвигается из толпы, но затем возвращается к людям, становится одним из них.