Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Средство массового поражения

01 января 2007

А НАМ ПРИСЛАЛИ

Александр ПАШКОВВ статье «Лекарство от стрессов всегда под рукой» доктора юридических наук, профессора Ореста Мартышина («ЛГ», № 31) говорилось о некоторых недочётах в работе радиостанции «Орфей», транслирующей исключительно классическую музыку. В чём-то можно с автором согласиться, а о чём-то и поспорить. Лично я, давний поклонник и слушатель «Орфея», простил бы эти недочёты, ибо они не оказывают особого влияния на восприятие транслируемых собственно музыкальных шедевров. И не воздействуют столь уж отрицательно на самих слушателей – любителей классической музыки. Кстати, когда на «Орфее» ещё была реклама (теперь её нет), то её никогда не вставляли «в разрыв» транслируемых музыкальных произведений. Чего не скажешь, например, о телерекламе…
Автор другой публикации Ольга Моторина («К встрече с рекламой будь готов!», «ЛГ», «Детское время», ‹ 32) прямо говорит о том, что во время телеэфира «…любые передачи …бесцеремонно прерываются (для рекламных вставок. – А.К.), о том, что «…тотальный информационно-рекламный прессинг мешает умственному развитию детей…».
А ведь из таких детей могут вырасти умственно недоразвитые взрослые. И даже те (ныне уже взрослые) телезрители, детство которых пришлось на период «безрекламного» телевещания, но которые продолжают оставаться телезрителями и поныне, также подвергают своё психическое здоровье опасности.
В Интернете я нашёл копию статьи известного психиатра, доктора медицинских наук, профессора Ю.И. Полищука «О негативном влиянии СМИ на психическое здоровье». Там, в частности, говорится о том, что «…особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она даётся по ходу интересного фильма или содержательной передачи. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. …Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость».
Могли бы вы представить себе такую ситуацию: вы в театре и смотрите, скажем, чеховскую «Чайку»; вы уже «вжились» в пьесу, вы сопереживаете. Вдруг посредине действия резко падает занавес и на авансцене появляются роботоподобные полуголые девицы, которые начинают рекламировать или пиво, или, простите, прокладки. Потом занавес так же резко поднимается и зрители снова видят Треплева и Нину Заречную. Но ты уже не тот: тебе, можно сказать, в душу плюнули…
Или вот торт вам продают с обязательной нагрузкой в виде банки горчицы. Или интересную книгу – только со средством от пота ног…
Абсурд, конечно.
А вот на телевидении такое происходит каждый день и на каждом канале (кроме канала «Культура»)… И несмотря на характер транслируемого кино или телефильма. Даже магаданская трагедия по рассказам Шаламова «Завещание Ленина» тоже прерывалась разухабистыми рекламными вставками. Не пощадила развесёлая «разрывная» телереклама и недавно показанную телеканалом «Россия» документальную трагедию о Нюрнбергском процессе – «Нюрнбергский набат».
А ведь Конституция гарантирует всем нам СВОБОДНОЕ получение информации (ст. 29-4) и, как я это понимаю, без всяких насильственных рекламных «довесков».
Конституция гарантирует всем нам право и на охрану здоровья (ст. 41-1). А тут что же: посидишь, посидишь у «ящика» – и в психушку?
Обратимся теперь к самому Закону «О рекламе», который, согласно ст. 15 Конституции РФ, не должен бы ей – Конституции – противоречить…
В его статье 5 – 5 – 9 сказано: «…Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».
Весьма запутанная формулировка… Но всё же возникает вопрос: если известно, что вполне «осознаваемые» телезрителями рекламные вставки в художественные фильмы, т.е. прерывание телепередач, весьма негативно, как сказано выше, воздействуют не только на сознание, но и на психику потребителей телепродукции, то почему же закон разрешает их использование? Где же здесь конституционная охрана здоровья? Увы! Такая практика Законом «О рекламе» разрешается. Правда, с некоторыми лицемерными ограничениями: «…прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой…» (ст. 14 Закона «О рекламе»).
Идём по закону дальше. Наши думские «законободатели» – творцы закона о рекламе, будучи, наверное, спортивными фанатами, для спортивных передач сделали-таки «послабление». В той же статье закона они записали: «…Трансляция в прямом эфире или В ЗАПИСИ спортивного соревнования… может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок…» А там, где перерывов или остановок нет, «…трансляция …может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании». Какая нежная забота о телеболельщиках! А вот «…художественные фильмы могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты». И ни слова о потере информации!
Далее очередная загадка (ст. 17): «…При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма…»
Простите, а что, разве телевидение не осуществляет такого рода «обслуживание»?
Итак, телереклама, расчленяющая художественные фильмы, не только сама эти фильмы «убивает», но и поражает психику многомиллионного телезрителя.
Не пора ли применить к этому явлению запретительное рвение главного санитарного врача России, спасшего нас от ядовитого боржоми и отравленных молдавских вин? 

Александр КУНАРЁВ, кандидат технических наук

Отклики на статьи

Обсудить в группе Telegram

Александр Кунарёв

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS