Миф о Сочи как о Городе самых честных мэров несколько поблёк. И «олимпийский мэр», и его преемник оставили после себя столько репутационных «пятен на солнце», что на их фоне мазутные пятна на море вдоль Черноморского побережья после крушения двух танкеров в Керченском проливе – не экологическая катастрофа, а недоразумение.
По крайней мере, кадровая полярная ночь на курорте тоже будет длиться-аукаться не один год – в тон прочно осевшим в народной памяти дифирамбам, дружно исполнявшимся годы напролёт местными и региональными СМИ, эхом громких и продолжительных аплодисментов сохранивших посты и даже продвинувшихся по службе единомышленников-ставленников «великих кормчих».
Между тем только предпоследний градоначальник, добровольно (!) ушедший в отставку весной прошлого года – креатура губернатора Кубани, «оторванная от сердца»! – умудрился за пять лет своего руководства с декларируемым ежегодным заработком в полтора миллиона рублей приобрести 30 квартир, домов, земельных участков в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Краснодарском крае, 5 автомобилей премиум-класса и иное имущество на... миллиарды! И это несмотря на федеральный закон, регламентирующий доходы муниципальных чиновников: лишающий законного шанса «набизнесменить» впрок на не одно поколение наследников. И пусть Безосов, Цукербергов, Эллисонов, Баффетов среди родственников скромного, порядочного и принципиального сочинского экс-главы не наблюдалось – некому было подарить фантастическое состояние (или в крайнем случае оставить в наследство). Может, он случайно отыскал и тайно приватизировал… золотое руно?!
Борьба мифологий

Совсем недавно олимпийскую столицу позиционировали как Город золотого руна, активно раскручивая миф о «сочинской прописке» античного магического гаранта благоденствия? Мистика не мистика – свободно конвертируемый среди туристов бренд! Неслучайно, видимо, и появление в интернете свидетельств того, что супруга статусного фигуранта уголовных дел, успевшая ранее поработать гадалкой, проводила на Центральном кладбище Сочи колдовские обряды ради избрания благоверного... Президентом России! С такими-то могущественными талисманами любая задача по плечу?
Философ Алексей Лосев утверждал, что миф – «наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряжённая реальность. Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность... Миф есть сама жизнь». Согласно Алексею Фёдоровичу, наука не в состоянии причинить мифу вред, так как попытка его разрушить – борьба одной мифологии с другой.
К примеру, почему бы «отцов» южной столицы с момента вступления в должность не причислять к лику лидеров «Национального рейтинга мэров»?! Априори. И пусть утверждающие, что все эти рейтинги – «ловушки для насекомых», кусают локти!
Да, Россию сместили с лидерских позиций в общекомандном зачёте на Олимпиаде-2014, идею Международного российского олимпийского университета так и норовят опорочить, а сама преображённая столица Игр, гостеприимно принявшая и Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и Хоровую олимпиаду, и многочисленные спортивные состязания мирового уровня, кое-кем едва ли не в полный голос именуема «городом фейков». Тем больший интерес вызывает тема аргонавтов в контексте древнейшей истории сочинского региона и легенды о золотом руне, почитавшемся в античности символом успеха и процветания.

Впервые эту тему при поддержке «предолимпийского мэра» Виктора Колодяжного подняла и вынесла на суд общественности в 2006 году в своём фильме «Зачарованный берег» творческая группа сочинской телестудии «СаКо-фильм». Лента журналистов Игоря Козлова и Ольги Саакян о тайнах истории и сенсационных археологических находках, подтверждённых авторитетными специалистами, удостоена специального приза «За историческую достоверность» Евразийской академии телевидения и радио, вышла в эфир нескольких федеральных телеканалов. А известный публицист-культуролог и академик Международной академии телевидения и радио Лев Николаев назвал обстоятельное и аргументированное расследование сочинцев «откровением и настоящей сенсацией».
«Все – на лопату!»

Отправным пунктом в развитии гипотезы о Сочи как «обители золотого руна», к которой тридцать два века назад держал свой путь под предводительством Ясона легендарный корабль «Арго», стал клад, найденный в 1997 году в верховьях реки Мзымта и включавший произведения художественной торевтики позднего эллинизма и начала римского времени. Это сарматские железные мечи, наконечники копий, аттический бронзовый шлем, детали конского снаряжения (железные удила, псалии, подпружная пряжка), фрагменты нашивок из золотой фольги, серебряный фалар с изображением женщины-змеи и серебряные чаши, декорированные растительными и зооморфными мотивами (ручка одной – в виде головы барана с изогнутыми рогами и вытянутыми передними ногами)…

Весть о находке быстро разлетелась по городу: «чёрный» археолог Андрей Чамкин стал искать покупателей на античную чашу, о чём узнали сотрудники ФСБ и вынудили счастливчика сдать добычу государству. Не исключено, что из-за чувства обиды от несправедливости (истинная стоимость найденного зашкаливала) Чамкин вскоре застрелился в сарае из охотничьего ружья. Ещё одна смерть, но на этот раз насильственная – обнаружили тело сестры Андрея с простреленной головой – породила разговоры о «проклятье сокровищ». Хотя убийство, вероятнее всего, было связано с попыткой неких злоумышленников выяснить место раскопок и наличие «заначек».

По словам одного из ведущих российских археологов – специалиста кафедры зарубежного искусства Института материальной культуры РАН Владимира Семёнова, осенью 1997-го Чамкин показал ему, где вырыл клад: за Мзымтой на густо поросшем лесом крутом горном склоне.
«Памятник» расположен на небольшом уступе в двадцати метрах ниже вершины горы, – напишет в отчёте учёный из Санкт-Петербурга. – На земляном основании находилась платформа из каменных глыб, промежутки между которыми заполнены связующим раствором. Платформа разрушена «чёрными» кладоискателями. Они перекопали грунт до скального основания. «Памятник» уничтожен тотально...»

Является ли опустошённое древнее святилище реальным местом находки ценностей, или Андрей, которого односельчане называли «волком-одиночкой» и «лесным человеком», сознательно запутывал следы («чтоб оставили в покое»), уже не установить. Зато хорошо известно: Чамкин был одержим кладоискательством не ради наживы.
– Он не производил впечатление человека корыстного, – вспоминала сочинский адвокат Римма Левинсон, которой «чернокопатель» пытался продать одну из найденных драгоценностей. – Верил, что богатства этой земли и этого моря принадлежат ему по праву рождения – как местному жителю…

Клад аргонавтов пробудил в Сочи «золотую лихорадку». С лопатами в горы ринулись, кажется, все, кто мог. Правда, ажиотаж длился недолго, однако налаженный бизнес «чёрных» археологов остался.
В процессе работы над фильмом, затянувшейся на полгода, Ольга Саакян и Игорь Козлов, благодаря счастливому стечению обстоятельств, добыли новые факты об удивительных открытиях, сопоставимых с Мзымтинским кладом, – огромном количестве золотых предметов и украшений, которые… никогда не попадут в государственные музеи. Осторожные, рискованные и упорные попытки войти в доверие к «чёрным» кладоискателям принесли результат. Сочинским журналистам разрешили снять на видео часть богатой незаконной добычи: золотые женские украшения с красными драгоценными камнями, позолоченный бронзовый ковш с ручкой в виде головы лебедя, серебряные пластины от воинских доспехов, прекрасно сохранившийся бронзовый шлем…

– Была металлическая фигурка мужчины, выполненная в стиле примитивизма и, скорее всего, относящаяся к периоду неолита, – перечислял Игорь Козлов. – Спиралевидные металлические браслеты – из бронзового века (кстати, точно такие же хранятся в Ювелирном музее Греции). Колты – женские украшения, популярные в Древней Руси (мода на них пришла из античной Греции). Чрезвычайно редко попадают в руки археологов хрупкие стеклянные браслеты такой степени сохранности или глиняные изображения Медузы Горгоны! Уникальное в плане технологии изготовления ожерелье: золотые бусины греческие мастера покрывали стеклом, а массивный кулон выполнен в технике зерни. Или золотое украшение из полых трубочек – не всякий современный ювелир возьмётся такое повторить...
Золотые реки

Сегодня Иолк (Иолкос), родной город Ясона, называется иначе – Волос. Директор городского археологического музея Вассилико Адрими-Сизмани, ссылаясь на исследования учёных специализированной лаборатории Лувра, утверждает, что золотые изделия, найденные при раскопках на территории Волоса, изготовлены из речного золота. Однако золотоносных рек в Греции нет. Экономическая подоплёка экспедиции Ясона очевидна. Да и сам «Арго» – лёгкое вёсельное судно – по своей конструкции был рассчитан явно не для перевозки тяжёлых грузов. Самое близкое место добычи драгоценного сырья, предназначавшегося золотых дел мастерам Древней Греции – Черноморское побережье Кавказа. Чтобы более точно установить, откуда золото прибыло в Волос, учёным необходимо провести анализ проб пород и почвы разных районов побережья.
– В районе Сочи – пять золотоносных рек, – напомнила авторам фильма учёный секретарь сочинского отделения Русского географического общества Надежда Диденко. – Мы предполагаем, что в античные времена золото добывали здесь и увозили в Грецию. Позже появились греческие поселения, в которых изделия из золота изготавливались уже на месте... До нас постоянно доходят слухи о разграблении археологических ценностей. Создаётся впечатление: никто не заинтересован в том, чтобы это остановить.
В устье реки Сочи до середины тридцатых годов прошлого века существовала золотодобывающая артель, но после решения превратить город в советскую Ниццу тему закрыли. Хотя, по свидетельству геологов, курорт «стоит» на 450 килограммах золота: 150 – под Ривьерским мостом, 100 – под Центральным рынком, остальное – под близлежащим посёлком Пластунка. т.е. на этих берегах и в античные времена грекам было что искать.
Мало кто знает, что в 1937 году, когда Зимний театр уже почти построили, на будущую Театральную площадь привезли песок для штукатурки стен нового здания. Согласно справке, хранящейся в архиве сочинского отделения Русского географического общества, рабочий Тютюнников обнаружил в песке так называемое шлиховое золото, о чём сразу же сообщил в горсовет. Выяснилось: песок на стройку возили с морского берега Верещагинской балки, где сегодня стоит отель «Жемчужина». Бывший сибирский старатель Семёнов провёл исследования пляжных отложений от Верещагинки до реки Бзугу – все тридцать проб содержали рассыпное золото, а некоторые – чешуйки платины. Процент высокий – около 6, 5 грамм на тонну песка. Однако в тридцать седьмом стройку не остановили, и Зимний театр оштукатурили золотым песком. Между прочим, в 2005-м при капитальном ремонте театра старую штукатурку заменили на новую…
На пороге открытий

Миф – двигатель истории, а золотое руно – не сказка. Две тысячи лет назад древнегреческий географ и путешественник Страбон, один из крупнейших учёных античности, писал: «…В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне». Причём такой способ добычи речного золота существует поныне. Баранью шкуру погружают в воду, фиксируют и оставляют на некоторое время. Речной песок как более лёгкий вымывается, а золотые крупинки застревают в густой шерсти. Потом шкуру вычёсывают или сжигают. Так добывали золото на кавказских реках. Известие о золотоносности этих земель дошло до Древней Эллады в образе золотого руна. И плавание «Арго» в древнюю Колхиду – разведывательная экспедиция в поисках новых каналов добычи золота…
– Ещё один сюрприз, – рассказывал Игорь Козлов, – нас ожидал, когда орнаменты в виде змеиных головок на серьгах, найденных в Иолке, и золотом шейном обруче из «коллекции» сочинских «чёрных» археологов совпали! Эти и другие обнаруженные нами совпадения были истолкованы учеными-археологами в пользу «сочинской прописки» мифического руна.
Согласно другой версии, колхидский город Фасис и овеянная легендами шкура золотого овна могли находиться в Грузии. В середине ХХ века одну из низменностей – по нижнему течению реки Риони и побережью Чёрного моря от Сухума до Кобулети – там назвали Колхидской. Однако прямых доказательств, что река Фасис – это Риони, сегодня нет. А государство древних колхов, между тем, по своим размерам намного превосходило относительно небольшую и равнинную территорию, где корабль за скалами, как в легенде, не спрячешь.
– Сочинский район в период античности для нас – «белое пятно», – делился профессор Института археологии Российской академии наук Александр Масленников. – Первое плавание греков к Черноморскому побережью нашло отражение в легенде о Ясоне. Подтверждение версии о том, что именно здесь побывали аргонавты, нужно искать в текстах древнеримского историка Страбона. Для этого есть основания. Находки на Мзымте представляют огромную научную ценность. Мы – на пороге больших открытий!
К одному из таких открытий в картине «Зачарованный берег» привели подводные съёмки, произведённые на водолазном боте «Тритон». Его Игорь и Ольга наняли ради красивых видеопланов города с моря. В разговоре с капитаном журналисты случайно узнали о пролегающей на дне «каменной дороге». После нескольких месяцев поисков водолазы «Тритона» почти в километре от Сочи, на глубине девятнадцать метров, действительно, обнаружили рукотворный объект – кладку из тёсаных камней, один из которых подняли на поверхность. Кладка запечатлена на телекамеру и показана в картине. Три тысячи лет назад, как узнали позже журналисты у геологов, в месте находки была суша. О человеческих поселениях того периода в этом районе науке ничего не известно…
Новые археологические находки и тщательное изучение древних литературных источников, рассказы «чёрных» копателей, утверждавших, что золотые украшения найдены в могильниках и святилищах, свидетельствуют о признаках стационарных поселений с высоким уровнем развития в долине сочинской Мзымты.
Мзымта – это Фасис!

Античные источники подтверждают, что в древние времена Черноморское побережье было отнюдь не безлюдным краем болот. Во втором веке до нашей эры греческий географ Артемидор Эфесский отмечал, что Колхидское царство – «берег гениохов» – включал в себя современную северо-западную Абхазию и восточную часть Сочи. В переводе с греческого «гениох» – «возница». Возничие аргонавтов братьев Диоскуров, согласно «Естественной истории» Плиния Старшего, и основали в VI веке до нашей эры на колхидской территории греческую колонию Диоскуриаду. Гениохи населяли Восточное Причерноморье и западные отроги Кавказа. Топонимы, связанные с ними в античные времена, имели широкое распространение в районе нынешней южной столицы.
– Ещё Аристотель писал, что древнегреческий город Колхиды Фасис возник именно в землях гениохов, – констатировал Игорь Козлов, – но гениохи никогда не жили на территории современной Грузии. А это значит, что и Фасиса там быть не могло.
Страбон детально описал страны, с которыми были знакомы жители Древней Эллады. Его «География», созданная около двух тысяч лет назад, проливает свет и на сочинскую загадку. Учёный уверенно говорит, что древний город Диоскуриада занимает самую восточную точку моря и расположен у «впадины Эвксинского Понта». Далее Страбон предостерегал читателей от ошибки, которую три тысячи лет спустя всё же допустили советские историки. Античный географ утверждал, что между рекой Фасис и впадиной расстояние по прямой не менее шестисот стадий, что в современной системе измерений соответствует примерно ста двадцати километрам.
– «Не менее» означает «несколько больше, чем…», – отмечал Игорь. – Простая геометрия выводит нас на территорию, где сейчас проходит граница между Абхазией и Россией. Ближайшая река с удобным для судоходства руслом – Мзымта. Кроме того, в свидетельствах древнегреческих учёных так описывается сцена высадки аргонавтов в устье Фасиса: «Войдя в реку, герои увидели, что лежит она в тесной долине в окружении скалистых гор». Это совершенно не согласуется с ландшафтом реки Риони, расположенной в Колхидской низменности. Там до ближайших гор очень и очень далеко, а геологический облик конкретных территорий за эти тысячелетия не претерпел значительных изменений!
Преданья старины глубокой

История об аргонавтах тесно переплетает художественный вымысел и правду жизни: сдвигающиеся скалы, очень похожие на пролив Босфор, и неведомые огни, летающие в воздухе (уж не светлячки ли?), стоны Прометея, прикованного к скале (или к горе Фишт с красными вкраплениями на камнях?), платаны, произрастающие здесь в изобилии (именно на платане, по легенде, висело золотое руно)… И вот уже перед глазами возникает довольно реалистичное видение древнегреческого города Колхиды на берегу бурной реки Фасис. Вот из собственного дворца выходит величественный сын бога солнца Гелиоса – царь Ээт, отец Медеи и владелец золотого руна...
Фриксу и Гелле, юным отпрыскам мифического царя Фив Атаманта, золотого овна подарила их мать – богиня облаков Нефела. Она хотела спасти детей от козней новой жены своего бывшего мужа – царицы Ино. Волшебного барана, умеющего летать, Нефеле, в свою очередь, подарил бог-покровитель путешественников Гермес. По пути в Колхиду Гелла не удержалась за золотую шерсть и соскользнула в море, а Фрикс благополучно добрался до царя Ээта, женился на одной из его дочерей и пожертвовал овна Зевсу. Золотое руно повесили в священной роще бога войны Ареса, поручив охрану недремлющему дракону.
В это время в греческом городе Иолке царя Эсона свергает его брат Пелий. В надежде погубить законного претендента на царский трон – Ясона, сына Эсона, Пелий отправляет соперника в опасный поход за золотым руном. Однако на корабле «Арго» с командой героев Эллады Ясон благополучно добирается до берегов Колхиды и с честью выдерживает смертельно опасные испытания, придуманные для него царём Ээтом. С помощью дочери Ээта Ясон похищает золотое руно и, «покрыв себя славой», вместе с колхидской царевной Медеей возвращается в Иолк.
– Есть легенда, – напоминает Ольга Саакян, – согласно которой Медея в Греции лечила людей при помощи серы, воды и огня, или тёплых серных ванн. Чем не указатель на целительную силу мацестинских сероводородных источников, о которой волшебница из Колхиды знала не понаслышке?
Между «ВЧЕРА» и «ЗАВТРА»

И если овца является олицетворением невинности, а золото символизирует образ высшей духовности, то поход аргонавтов в Колхиду за золотым руном философски следует трактовать как обретение величия духа посредством очищения души. Журналисты студии «СаКо-фильм» верят, что статус «прародины» золотого руна – олицетворение фирменного «сочинского счастья» и патриотическое позиционирование на международном уровне одного из туристских направлений развития главного российского курорта в привязке к мировой культуре и истории.
Вот и для современных греков мифы – хроники реальных исторических событий, а не вымысел. На родине Ясона отношение к мифу о золотом руне – необыкновенно трепетное: в самом центре города Волос на специальном постаменте золотыми буквами выбиты имена всех пятидесяти аргонавтов, а на набережной установлена точная копия жилища древних греков. «Точно в таком же доме жил и Ясон», – скажет туристу любой местный житель. Горожане с удовольствием покажут гостям все достопримечательности, связанные с жизнью знаменитого на весь мир земляка: пещеру кентавра, воспитавшего предводителя аргонавтов, или пришвартованную на окраине города копию «Арго», построенную по технологии тех времён в натуральную величину...
– Туристы тысячами едут в Шотландию посмотреть на чудовище озера Лох-Несс, с завидным постоянством напоминающее о себе перед началом каждого курортного сезона, – улыбается Ольга. – Или на остров Кипр, чтобы сфотографироваться у скалы, возле которой, по преданию, богиня любви Афродита появилась из морской пены. Едут в греческие города, оспаривающие друг у друга право называться местом расположения загадочной Атлантиды. Пусть себе учёные с телеэкранов доказывают, что Платон создал миф о стране атлантов – эталоне государственной мудрости – в память о несправедливо казнённом Афинами Сократе. Неважно! Вспомните, как умело Великий Устюг превратил сказку о Деде Морозе в успешный бизнес-проект? По вере нашей да будет нам!
Поездка съёмочной группы «СаКо-фильм» в Волос и подробный телерассказ о том, как двое греческих историков-романтиков по древним технологиям из пяти разных пород деревьев без единого гвоздя построили современный «Арго», чтоб совершить путешествие к Черноморскому побережью с перспективой заключения между Волосом и Сочи договора о побратимстве, спровоцирует визит в правительственные структуры Греции посла Грузии. Того возмутило покушение на историческое наследие его страны и коварная попытка «прикарманить миф»…
Было или не было?
Благодаря общественному резонансу, вызванному в 2006-м фильмом Саакян и Козлова, в середине января 2008 года в Сочи на Площади искусств возле Художественного музея установят пятитонную скульптурную композицию Петра Хрисанова, Якова Матусовского, Николая Никитина. Натянутое меж белых мраморных колонн золотое руно будет охранять грозный бронзовый дракон. В интервью «Российской газете» один из авторов монумента – кандидат искусствоведения и директор Художественного музея Пётр Хрисанов – скажет: «Присутствие на наших берегах древнегреческих путешественников и торговцев никогда и никем не оспаривалось. Колхида – понятие широкое, это целое царство. В прошлом году по приглашению министерства культуры Греции я был там с докладом на тему связей нашего побережья с Древней Элладой. На встречу приехали учёные из пятнадцати стран, где остались следы эллинистической цивилизации. У нас таких следов достаточно много».
В музейной экспозиции – античные предметы известного всей стране мзымтинского клада из села Казачий Брод. В качестве эксперта Пётр Александрович собственными глазами видел и другие, не экспонируемые находки «чёрных» копателей. По мнению Хрисанова, небольшие греческие суда на пути в Боспорское царство просто не могли не останавливаться в здешних бухтах, что вполне вписывалось в тогдашнюю практику судовождения:
– Стоянки делали часто, выходили на берег для пополнения запасов воды и торговли с местными племенами, даже поднимались по рекам. Следов пребывания древних мореплавателей осталось бы куда больше, но в начале прошлого века как раз вдоль моря строили железную дорогу, и для археологов окрестные места оказались практически безвозвратно потерянными. Косвенным подтверждением такой версии служит и тот факт, что севернее, где железная дорога уходит вглубь суши, находки случаются куда чаще.
После фанфар Олимпиады местные педантичные правдолюбы-историки не просто поставят под сомнение, а опровергнут такую точку зрения. Директор Музея истории города-курорта Сочи Алла Гусева вынесет свой вердикт в интервью ТАСС:
– Растиражированная, в том числе и при помощи СМИ, история о том, что мифологическое золотое руно якобы могло быть найдено аргонавтами в окрестностях Сочи, не имеет под собой исторических оснований. Имеретинская бухта, которую только в последние годы стали называть низменностью, на самом деле в прошлом веке была заселена выходцами из грузинской Имеретии.
Летом 2016 года в Музее истории на выставке «Мифы и правда о золоте Сочи», насчитывающей около трёхсот экспонатов, представят архивные документы о попытках промышленной добычи золота на территории города, украшения и монеты из драгоценных металлов, найденные при раскопках в местах строительства олимпийских объектов, включая коллекцию женских ювелирных уборов, обнаруженную при строительстве в посёлке Лоо корпуса пансионата «Магадан» в 1960-м.
Да, во многих сочинских реках, от малой речки Бзугу на границе Хостинского и Центрального районов до Бочарова ручья до начала Великой Отечественной войны, действительно, добывали золото. Небольшие самородки, которые паводком выносило в устья крупных рек Мзымта и Сочи, и золотой песок мыли отдельные бригады. В частности, газета «Красное знамя» в 1946 году сообщила о самородке весом 243 грамма, найденном артелью старателей комбината «Севкавзолото» в верховьях реки Сочи (до этого самой крупной находкой сочинских золотодобытчиков считался 38-граммовый самородок). Однако в шестидесятых годах ХХ века промышленная добыча золота в Сочи признана нерентабельной.
Мол, коренное население Черноморского побережья Западного Кавказа не занималось золотодобычей, а все когда-либо найденные здесь археологами золотые изделия в своё время были привезены из греческих колоний, Византии и Османской империи. И даже распространённое среди адыгов, абазинов и убыхов золотое шитьё, скорее всего, выполнялось из «импортного» металла.

Скульптурную композицию в честь золотого руна вскоре уберут из центра города (за ненадобностью?): перенесут от Художественного музея к Ахштырскому ущелью и установят на фоне горных склонов у дороги на Красную Поляну. Творческих титанов, взваливших на свои плечи небосвод туристских соблазнов, подвергнут участи Прометея, благородно защитив от выклёвывающего печень орла – спасибо и на том! И жизнь олимпийской столицы после череды скандальных отставок эффективных, креативных и рачительных кубанских сити-менеджеров войдёт в привычное русло образцового регионального курорта...