Эти слова из самого последнего стихотворения, написанного легендарным харьковским поэтом Владимиром Михайловичем Мотричем (1935–1997), впервые прозвучали 20 февраля в Харькове, в так называемом Цехе Поэзии литературного клуба «АВАЛ». Здесь состоялся вечер, посвящённый памяти Мэтрича, как называли «харьковского Горбовского» (формула В. Топорова). Словцо «Мэтрич» было пущено в ход иным известным уроженцем Харькова – Вагричем Бахчаняном, которого помнят по 16-й полосе «ЛГ».
Как раз в нынешнем году исполняется 20 лет со времени выхода первой и единственной книги поэта. Можно было бы сказать, что она прошла почти незамеченной, если бы не одно обстоятельство: её заметил не кто иной, как Виктор Топоров и написал поистине безоглядно восторженный отзыв: «Чистый дар, чистый мелос, чистое голосоведение… Поэт Божьей милостью… великая поэтическая надежда которого сбылась с таким непоправимим опозданием. Но всё-таки сбылась».
О поэзии В.М. Мотрича и его месте в «харьковском ренессансе» 60–70-х гг. ХХ века не раз писали друзья-соратники Э. Лимонов и Ю. Милославский. В частности, последний относит поэзию Мотрича к направлению Юрия Кузнецова. Стараниями земляков стихотворения Мотрича, расходившиеся в иные времена буквально тысячами машинописных копий, появились в известной антологии «У Голубой Лагуны», впервые вышедшей в США в 1986 г. Но в отечестве поэзия В.М. Мотрича всегда оказывалась «неформатной». О причинах такого положения дел хорошо сказал организатор вечера поэт Герман Титов, редактор харьковского журнала поэзии «Лава»: «Мотрич уникальный поэт ещё и тем, что он избежал дурного и ложного выбора быть «советским» или «антисоветским». Он – в своих стихах – как бы и «не заметил» советскую власть». Добавим, что «не заметил» В.М. Мотрич и власти перестроечной. Недаром в разгар перестройки его стихи были напрочь отвергнуты поэтическим отделом журнала «Знамя». Это стало для Мэтрича и в особенности для его близких настоящей трагедией, и с той поры никаких серьёзных попыток «войти в формат» поэт не предпринимал. Скончался он в Киеве, где прожил последние годы в доме сестры.
Вечер Мэтрича вобрал в себя презентацию нового, 17-го, номера упомянутого выше харьковского журнала поэзии «ЛАВА». В номере – достаточно представительная публикация нигде прежде не печатавшихся стихов Мотрича, любезно предоставленных дочерью поэта Вандой Владимировной Мотрич. Публикация эта предваряется вводной статьёй Ю. Милославского. В журнале также опубликованы мемуарные очерки дочери поэта, писателей – уроженцев Харькова – Раисы Гуриной-Беляевой (Киев), Инны Иохвидович (Штудгарт) и друга поэта Виктора Ударова, который немало способствовал появлению стихов Мотрича в Сети, где число его поклонников с каждым днём возрастает.
20 февраля (день смерти поэта) в одном из помещений Цеха Поэзии открылась фотовыставка «Харьков Мотрича».
Примечательно то, что наряду с людьми очевидно «мотричевского» поколения в зал пришло множество молодёжи.
Открыли вечер Андрей Костинский – руководитель клуба поэзии «АВАЛ» и издатель журнала «ЛАВА», а также соредактор журнала, харьковский поэт Богдан Ант.
После чего микрофон перешёл к ведущему – Герману Титову. Он начал с пояснения, почему этот первый для В.М. Мотрича авторский вечер в родном городе было решено провести именно в этих стенах, а не в местном Союзе писателей и других подобных местах: «Поэзия Мотрича скорее рифмуется с лишёнными «евроремонтов» стенами бывшего типографского цеха, чем с местами былых и нынешних «официозов».
Затем были воспроизведены несколько сохранившихся записей авторского чтения стихов Мотрича. А далее пошли стихи (Мотрича и Мотричу посвящённые) пополам с воспоминаниями...
«Срок ожидания – невыносимый срок»
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.