В настоящее время поисковое движение – одно из немногих реально существующих молодёжных общественных движений в России. Оно появилось как стихийное движение одиночек, людей, взваливших на себя боль миллионов незахороненных и неизвестных солдат Великой Отечественной войны. В этом его несомненная сила, поскольку оно рождалось и продолжается инициативой людей, которым не нужны приказы и распоряжения. Как известно из истории, Ржевский плацдарм имел стратегическое значение. Задача сражавшихся советских армий была одна – не пропустить врага к столице. 15 месяцев (с января 1942-го по март 1943-го) здесь гремела ожесточённая битва, город был стёрт с лица земли. Подо Ржевом похоронены воины ста сорока стрелковых дивизий, пятидесяти отдельных стрелковых бригад и пятидесяти танковых бригад. Поиски их останков и перезахоронение ведутся ежегодно с ранней весны до поздней осени. К сожалению, вернуть имена погибшим удаётся далеко не всегда.
Когда председатель совета региональной общественной организации «Возрождение патриотического духа и национальных традиций «Единство патриотов» и организатор Вахты Памяти Сергей Шишкин предложил «ЛГ» выехать на раскопки в поисковый отряд в Тверскую (в Великую Отечественную – Калининскую) область, мы, не раздумывая, согласились. Наш путь лежал в маленькую деревеньку с милым названием Добрая, что в нескольких километрах от Ржева. Хотелось своими глазами увидеть и почувствовать сердцем боль Русской земли. Там уже несколько дней работали отряды из поисково-спасательного объединения им. Героя России Алексея Рожкова. В их числе не только московские ребята, но и подростки из города Новосокольники Псковской области, из отряда «Рубеж» Ржева. Организаторы отправили в район поисков и несколько десятков ребят из военно-патриотического клуба «Любомир». А финансовую помощь всему мероприятию оказал «Регионинвестбанк».
Мелькают населённые пункты – Погорелое Городище, Московская гора в Зубцове, Выхова Слобода. Здесь шли ожесточённые бои во время Ржевской битвы. На сегодняшний день учтено 635 захоронений, в которых покоится прах около 300 тысяч воинов разных наций и народностей бывшего Советского Союза. На Ржевско-Вяземском плацдарме, по официальным данным, сложили головы около 1,3 миллиона наших воинов, а по неофициальным данным – более 2 миллионов человек. Более миллиона павших бойцов всё ещё лежат в земле, и впереди – поиск сотен тысяч безымянных героев, сложивших голову на Тверской земле за свободу и независимость Родины. Здесь работают поисковые отряды со всей страны – московские, псковские, тюменские, тверские, свердловские и другие (в 2009 году – 17). За эти годы ими возвращены из болот и лесов останки десятков тысяч советских солдат и офицеров.
Ржев, удостоенный 8 октября 2007 года звания «Город воинской славы», овеян проходившими здесь битвами, они оставили свой след в каждом сохранившемся доме. Разрушенный Ржев был сплошным минным полем. Даже скованная толщей льда и покрытая грязным от дыма и пороха снегом Волга была густо усеяна минами. Из пяти с половиной тысяч домов в Ржеве уцелело лишь около трёхсот. Из 56-тысячного населения города остались в живых лишь 150 жителей, всего около 350 человек вместе с районом. Сейчас, проезжая по городу, сразу можно выделить дома довоенной постройки, они сильно отличаются от остальных. И каждый дом несёт в себе свою историю, память того времени. Повсюду можно встретить памятники героям войны, что вполне заслуженно. Ведь весь Ржев является героем.
Поисковики – народ особый. Они не просто дети с попытками походить на взрослых, втихаря покуривая за углом. Они гораздо серьёзнее. Уже в первой поездке сюда ребята глубоко задумываются, соединяя в себе детство, свои вопросы и малый опыт с жизнью и смертью совсем незнакомых людей, давным-давно погибших на полях сражений в той далёкой войне. И протягиваются тонкие нити, скрепляющие судьбы и ребят, и бойцов, и Родины. И мальчишки плачут. То есть, откапывая кости, значки, особенно медальоны, восстанавливая имена и ход событий (как раскидало всех взрывом в блиндаже и человеку ноги оторвало или как заживо сгорели все в танке), они ещё держатся, но навсегда меняется отношение ребят к миру и к жизни – своей и чужой. И вырастает в душе огромное уважение к тем, кого дожидались, порой до гробовой доски, старенькие мамы, так ничего и не узнав о сыновьях… А вот когда потом останки хоронят по-людски, и гремят выстрелы салютов, и кланяются поисковикам в ноги родственники погибших, – вот тогда уже слёзы сами льются.
Ребята находят останки и понимают, что боец был совсем молод. Это определяется по зубам. И они, выражаясь современным языком, в шоке: «Такой же, как я… Он был такой же, как я, и умер!» Ведь многим погибшим и было лет восемнадцать, как многим поисковикам сейчас.
Итак, ребята приехали, разбили лагерь на месте бывшей деревеньки Коровино. Сколько таких тысяч сёл исчезло после войны? После знакомства со своими коллегами из местных отрядов поисковики разведывают обстановку. И начинают искать. Спрашиваю руководителя молодёжного поисково-спасательного отряда из Новосокольников Псковской области Андрея Добробабина, а как искать, где? В чистом поле, что ли? Нет, отвечает, прежде всего – по сведениям, полученным в архиве Министерства обороны. Уточняется, где и когда проходили бои, сколько человек погибло. А вот подробнее уже можно узнать по приезде у местных жителей. Люди-то всё помнят. Старики особенно. Свободный поиск – самая тяжёлая и трудоёмкая часть работы. Группа расходится поодиночке, со щупами, металлоискателями и лопатами в руках. Останки в этих лесах и полях лежат неглубоко, но их нужно искать, раз за разом выкапывая ямы там, где «звенит» железо. В лесу через каждые несколько метров ямы, ямы. Как погибали солдаты, так и остались лежать, только землёй после боя похоронные команды их присыпали да оружие собрали. Не до похорон тогда было. Кто-то остался в стрелковых ячейках, кого-то стащили в воронки. Многие братские могилы оказались запаханными прямо на полях. Их ищут с помощью «глубинников», металлодетекторов, которые могут обнаружить железо на максимальной глубине. А в лесу железа столько, что работать приходится в основном щупом. Проверять приходится каждую ямку, каждую неровность почвы. Опытный поисковик сразу по звуку определит, на что наткнулся щуп: дерево, кость или металл.
Сначала нашли советских бойцов в окопе – откопали череп с пулевым отверстием в голове, несколько конечностей, каску, гранаты и неразорвавшийся артиллерийский снаряд. Страшное эхо войны. Думали, что в этой огневой точке боец был один, но через полчаса – новая находка: верхняя часть ещё одного черепа. Стали вычерпывать воду, рассчитывая найти медальон. Но не обнаружили. Далее по полю, в другом окопе, нашли свою смерть ещё двое советских солдат. Одному во время обстрела оторвало ногу, второй получил сквозное ранение в голову. Их буквально посекло осколками.
Таких могил в лесах, на полях и в болотах под Ржевом – тысячи. Погибших хоронили в основном во время боёв, но и после освобождения Ржева весной 1943 года разложившимися трупами, иногда в несколько слоёв, были покрыты поля и кустарники.
На окраине Ржева, с той стороны, откуда пришли немцы, теперь есть и немецкое кладбище. Через дорогу от него, словно по другую линию фронта, Мемориал памяти советским воинам.
22 июня по всей России зажигались свечи памяти. В честь тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Как дань уважения героям, которые отдали жизни за Родину. Поминальные свечи горели и в городе воинской славы Ржеве. В память о тех, чьи останки только вчера приняла обильно политая кровью в 1941–1943 годах Ржевская земля. Здесь состоялась церемония захоронения останков солдат, найденных усилиями поисковых отрядов. Останки 624 бойцов и командиров Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны на Ржевском плацдарме, торжественно перезахоронены со всеми воинскими и гражданскими почестями на советском мемориальном кладбище в Ржеве. На данный момент удалось установить имена 38 воинов.
За более чем десятилетний период работы поисковых отрядов в Тверской области было найдено и перезахоронено около 32 500 останков солдат и офицеров, установлено более 3550 имён. Только за последние два года прошло 22 торжественных перезахоронения солдат в Ржевском, Оленинском, Зубцовском, Бельском, Андреапольском, Пеновском, Западнодвинском, Старицком и Нелидовском районах.
Ребятам из Ржевской школы, где проходил урок мужества «Живёт Герой на улице родной», и тем, кто оформлял сцену и актовый зал, пришлось ждать несколько часов заработавшихся поисковиков, которые уже неделю трудились в месте ожесточённого сражения, что называется, в поте лица. Но все понимали значимость их дела, поэтому и ожидали терпеливо. Зато потом, когда собрались все, не жалели ладоней для аплодисментов участникам урока: здесь были и казаки Юго-Восточного округа Москвы во главе с атаманом Алексеем Демидовым, поющие полковники, побывавшие во многих горячих точках, и отнюдь не с песнями, Виктор Трофимов, Михаил Калинкин и Михаил Михайлов, Дмитрий Григорьев.
А главными героями, конечно же, стали поисковики с их удивительными рассказами о своей деятельности.
Награждали руководителей поисковых отрядов и ребят, особо отличившихся на Вахте Памяти. Приятно было видеть, когда после отца место награждаемого занимал сын. Такое родство всех делало намного ближе.
Песни Великой Отечественной и афганской войн пели хором. В этот момент грань между сценой и зрительным залом стёрлась окончательно. Но артистов с подмостков не отпустили до тех пор, пока участники творческой группы не пообещали вернуться в героический город осенью.
На выезде из Ржева мы остановили машину. Не могли проехать мимо. Потому что увидели настоящее чудо. На указателе свили своё гнездо два аиста. Скажете, это было просто так. Нет. Мы были уверены, что это герои Великой Отечественной дали нам знак, что они с нами. Что они желают нам всем, чтобы мы жили долго и счастливо. Потому что аист – птица надежды. И потому что за наше счастье заплачено слишком дорогой ценой.
, РЖЕВ – МОСКВА