Российский книжный союз при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализует проект «Открывая книгу с …». Его цель – повышение интереса к чтению. Это серия радио- и видеоинтервью с известными людьми, писателями и другими представителями книжной индустрии, которые обсуждают актуальные вопросы, связанные с сохранением книг и их ролью в современном мире.
Сейчас создатели проекта выступили в качестве заказчиков на конкурсе дизайн-решений «Фабрика дизайна 3.0», где поставили задачу по созданию его визуального имиджа. Конкурс, проводимый Агентством креативных индустрий совместно с Союзом дизайнеров России, призван соединить на одной площадке бизнес и креативных специалистов для создания новых, интересных продуктов. О роли дизайна и медиа в книжной индустрии, повышении интереса к бумажным книгам у молодёжи и новых трендах в литературе «ЛГ» поговорила с исполнительным директором Российского книжного союза Еленой Старостиной.
– Популярному проекту «Открывая книгу с …» уже больше десяти лет. Каких результатов удалось добиться за это время?
– Результаты ощутимы. Проект не всегда реализовывался в партнёрстве с радиостанциями. Встречи с писателями, лидерами общественного мнения и известными персонами сначала проходили на книжных выставках и ярмарках. Потом мы поняли, что нужно переходить на другой формат, привлекать большее количество людей, и стали сотрудничать с радио «Книга». К сожалению, оно закрылось. И в этом году мы начали работу с медиагруппой «Комсомольская правда». В общей сложности видео проекта в Сети набрали уже более 20 млн просмотров. Будем двигаться дальше.
– В СССР считалось, что читают все. В постсоветский период читать было не модно. Как обстоит ситуация сейчас? Молодёжь у нас читает или всех «поглотил» TikTok?
– Для начала давайте развенчаем миф про СССР. Действительно, издания тогда выпускались огромными тиражами, но в основном за счёт партийной литературы. И по количеству наименований книжная индустрия того времени серьёзно проигрывает современной. По статистике Российской книжной палаты, в 1980 е годы выходило около 50 000 наименований книг. Сейчас их около 100 000. Тиражи действительно упали: сейчас их в 3–4 раза меньше, но тренд последних 20 лет в том, что молодёжь активно возвращается к книге. Причём именно к бумажной. И самый популярный в России среди жанров, по оценке многих издателей, – так называемый young adult, именно подростковая, юношеская литература. Этому способствуют, конечно, и сами офлайн-магазины. Они проводят множество акций, привлекая тем самым в том числе молодую аудиторию. И знаете, сейчас стало модно назначать свидания в книжных магазинах. Вот такой интересный тренд. Что касается TikTok, BookTalk вполне может составить ему конкуренцию. Это тоже действенное средство для продвижения книг и повышения интереса к ним среди молодёжи. Важный вопрос в том, какую личность воспитывает общество, государство. Если всё делать правильно, подрастающее поколение будет отдавать предпочтение книжным сервисам и в соцсетях. Главное – заинтересовать.
– Как это сделать? В чём уникальность вашего подхода к процессу повышения интереса к чтению?
– Это комплексный подход. Когда стоит задача сделать чтение модным и интересным, эффективно работают самые разные инструменты. Один из них – социальная реклама, которую мы практикуем во многих субъектах РФ, и многие регионы оказывают нам поддержку. Таких кампаний у нас было много – например, «Лучший подарок – книга», «Читающая мама», «У страниц нет границ». В их рамках материалы размещаются и на интернет-площадках, и на медиафасадах, билбордах в различных городах. Ещё один инструмент продвижения книг – тематические мероприятия, книжные фестивали, которые сейчас активно проводятся в России. И, конечно, премиальный фонд. У нас ежегодно вручается несколько литературных премий. В этом году появились ещё две, а одна из детских, которую два года подряд инициировали и совместно проводили Минкульт и Минцифры, с 2025 года станет уже правительственной. Победители этих премий участвуют в различных культурно-общественных событиях, им организуются встречи с читателями, что тоже стимулирует людей больше читать, открывать новые книги.
– Как вы думаете, влияют ли медиа на покупку книг?
– Экранизации однозначно способствуют увеличению числа продаж. И, конечно, медиа могут и должны делать книгу модной. За счёт большего количества информации о книгах в новостях, за счёт того, что герои передач будут рассказывать, что они успешны в том числе благодаря чтению. Если медиа будут различными способами транслировать, что чтение в современном мире – часть модного образа жизни, это даст свои плоды. Кроме того, можно создавать программы о его пользе для психики, самопознания, саморазвития с участием психологов, нейробиологов и других экспертов.
– А способно ли повысить интерес к чтению грамотно подобранное оформление издания? Вы сказали о том, что сейчас интерес к бумажным книгам становится больше, чем к электронным. Связано ли это с дизайном?
– Безусловно. Для человека один из первых побуждающих факторов купить книгу – то, как она выглядит. Обложка играет очень большую роль, особенно если речь идёт о спонтанной покупке. Она способна заинтриговать, заинтересовать. В последние 20 лет не только растёт интерес к книгам, но и стремительно развивается дизайн. Промышленный, графический, игровой, интерьерный, ландшафтный – каких разновидностей только нет. Дизайн выходит на первый план в самых разных направлениях деятельности, бизнеса. Благодаря его развитию у людей повысился уровень насмотренности, сформировался вкус, более тонкое чувство прекрасного. И естественно, выбирая книгу, читатели предпочитают красивую обложку, иллюстрации, вёрстку. Вместе с самим чтением это доставляет эстетическое удовольствие. Я считаю, за дизайном будущее. И с его помощью можно продвигать в том числе те индустрии, которые на сегодняшний день с ним мало соприкасаются. Он нужен для всего и везде. Задач в этом направлении становится все больше.
– Может ли дизайн повлиять на покупку книги вне зависимости от содержания?
– Думаю, что да. Особенно в детской литературе, где иллюстрации порой превалируют над текстом. Есть, например, развивающие книги, которые знакомят ребёнка с геометрическими формами, цветами, с объектами окружающего мира. И в таких изданиях дизайн играет первостепенную роль. Всё зависит от жанра. Конечно, если мы говорим про фикшен и нон-фикшен, здесь люди внимательно знакомятся и с текстом. Но, например, в альбомных изданиях про путешествия, дизайн интерьера, где акцент сделан именно на визуальной части, оформление решает всё.
– Почему именно сейчас возникла необходимость в создании визуального стиля проекта «Открывая книгу с …» и вы пришли с этой задачей на «Фабрику дизайна 3.0»?
– У этого проекта действительно хорошая отдача, и мы решили, что за десять лет он заслужил своё собственное визуальное оформление. Оно станет большим подспорьем в его дальнейшем продвижении. Когда стиль унифицирован, проект становится узнаваемым, а это очень важная для нас цель. Уже в процессе конкурса нам пришла ещё одна идея для дизайнеров. Было бы здорово предложить участникам придумать, как может выглядеть национальный стенд России на международной книжной выставке-ярмарке. Кто знает, может быть, в следующий раз удастся её реализовать.
– Как, на ваш взгляд, конкурс может способствовать развитию книжной индустрии, привлекать аудиторию и поддерживать молодые таланты в этой сфере?
– Я считаю, что «Фабрика дизайна» – очень важный проект, нацеленный на развитие и масштабирование самых разных направлений экономики, бизнеса, производства. Как и во всех отраслях, в книжной индустрии есть нехватка кадров, в том числе дизайнеров. Насыщение отрасли профессиональными специалистами – секрет дальнейшего успеха. Это возможность прививать моду на чтение и с помощью эстетической, визуальной составляющей. Если издатели будут выпускать книги в тандеме с талантливыми дизайнерами, то престиж самих книг и чтения будет расти. Постепенно с помощью таких тандемов мы сможем сделать Россию самой читающей страной.
Беседу вела Наталия Малахова