Театр кукол «Огниво» основан в 1993 году по инициативе главы Мытищинского района Анатолия Астрахова и заслуженного артиста России Станислава Железкина. 2 апреля этого же года на сцене специально выделенного и отреставрированного здания был показан спектакль «Огниво» по одноимённой сказке Г.-Х. Андерсена. Своё название театр получил в честь премьерного показа этого спектакля. С тех пор театр выпустил 35 спектаклей, 9 из которых для взрослого зрителя.
За 15 лет на сцене театра осуществили свои постановки выдающиеся деятели искусства театра кукол: народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Вольховский, заслуженный художник России, лауреат Государственных премий Елена Луценко, заслуженный деятель искусств Юрий Фридман, кандидат искусствоведения Ирина Уварова, народная артистка России Марта Цифринович, профессор, лауреат национальной премии Польши Лиакадия Серафимович, лауреат международных фестивалей, лауреат премий Молдовы Петру Вуткэрэу.
У театра имеется интересный опыт совместных постановок с зарубежными театральными коллективами, когда постановочная группа (автор, режиссёр, художник и композитор) выпускает спектакль с актёрами театра. Все эти постановки имели успех и хорошо принимались зрителями. Театр кукол «Огниво» более 60 раз принимал участие в международных и российских фестивалях и получил 14 Гран-при. В 1997 году он стал обладателем высшей театральной национальной премии России «Золотая маска». Совместная постановка театра «Огниво» и театра Наций г. Москвы – спектакль «Завтра начинается вчера» представлял нашу страну на всемирном фестивале-конгрессе УНИМА (международная организация кукольников) при ЮНЕСКО в июне 2004 года в городе Риека (Хорватия). В 2006 году театру на IV Международном театральном фестивале-форуме «Золотой Витязь» был присуждён «Специальный приз жюри» за спектакль «Ревизор».
В 2004 году была произведена реконструкция здания театра. Фойе и вестибюль театра приняли новый современный вид, для удобства зрителей пристроен кассовый зал. Зрительный зал театра оснащён самым современным световым и звуковым оборудованием.
В Московской области – 6 государственных и более 20 муниципальных театров. И все они находятся в творческом поиске, радуя почитателей театрального искусства премьерными спектаклями классического и современного репертуара как на собственных сценах, так и на гастролях в разных городах России и за рубежом. Но есть среди них особенный театр, один из лучших. Это Мытищинский театр кукол «Огниво», который возглавляет заслуженный артист России Станислав Железкин. Сегодня он гость нашей редакции.
– Станислав Фёдорович, ваш театр давно уже пользуется заслуженной славой. Билеты на ваши спектакли трудно достать. А что вы готовите новенького, чем порадуете зрителей?
– Дело в том, что театр, если он движется вперёд, обязательно должен осуществлять новые постановки. Нынешний сезон – плодотворный. Удачный или неудачный – судить не нам, а зрителям. Но если даже на взрослые спектакли билеты проданы за месяц – значит, мы неплохо работаем. И в дальнейшем будем радовать своих зрителей. В этом сезоне мы уже выпустили два спектакля для взрослых: «Безымянная звезда» в постановке Петру Вуткэрэу и «В ожидании Синдбада» известного московского драматурга Михаила Бартенева. Для детей подготовили «Дюймовочку» к новогодним праздникам по оригинальной пьесе драматурга из Санкт-Петербурга Николая Шувалова. В нынешнем году с нами впервые будет сотрудничать Олег Жюгжда из Беларуси. В марте состоится премьера «Вишнёвого сада». Уже столько раз ставилась эта знаменитая пьеса А.П. Чехова и в драматическом театре, и в театре кукол. Был удачный спектакль в Киеве в Театре марионеток года четыре назад. Что покажет наша версия, пока не знаю. Дальше у нас планируется ещё один проект Петру Вуткэрэу. Сейчас он ищет пьесу. Увидев «Безымянную звезду», в нём дала согласие участвовать народная артистка России Валентина Талызина. Детский спектакль по Киплингу «Любознательный слонёнок» будет ставить художественный руководитель Витебского театра кукол Виктор Климчук. И ожидается много фестивалей. Мы приглашены на фестиваль драматических театров в Кишинёв со спектаклем Валерия Вольховского «Аистёнок и Пугало», а также в Польшу, Финляндию и Болгарию. Все эти фестивали неконкурсные. Театры кукол на сегодняшний день приняли для себя важное решение: спектакли оценивают не критики и жюри, а те, кто их ставит и в них играет.
– А что вы в последнее время сделали как постановщик?
– Я в этом сезоне выпустил «Дюймовочку», в окончании предыдущего театрального сезона «Старую сказку», которая была хорошо принята на фестивале в Рязани. С ней нас пригласили ещё на один фестиваль в Беларусь. «В ожидании Синдбада» мы ставили вместе с Михаилом Бартеневым. В Актюбинске (Казахстан) осуществил постановку спектакля «Гадкий утёнок» Г.-Х. Андерсена. С художником, заслуженным деятелем искусств Татьяной Терещенко полгода уже работаем над проектом по «Никитиным сказкам». Затем будут проекты на Сахалине и в Волгограде. Тамбов пригласил повторить «Старую сказку» у них.
– Станислав Фёдорович, вы известны как артист театра кукол. А сейчас играть получается?
– В своих постановках, к счастью, нет. Не умею совмещать. Но в других играю, и как руководитель театра мог играть меньше. У нас сейчас 27 постановок для детей и 9 – для взрослых. В 80% из всех идущих спектаклей я занят как артист. Не знаю, какую роль доверит мне Олег Жюгжда в «Вишнёвом саде», но у Петру Вуткэрэу я с большой радостью работал Городничего в «Ревизоре». В «Безымянной звезде» играю центральную роль – Грига. Но уже как драматический актёр. Вуткэрэу так построил спектакль, что все персонажи с куклами, а Григ, который приезжает и всё разрушает, – в живом плане. Для меня это было интересно и необычно.
– За долгую творческую карьеру были роли, с которыми вам не хотелось бы расставаться?
– Я сыграл около 350 ролей и поставил около 90 спектаклей в России и за рубежом. Много было удач, что-то не очень получалось. Был не очень удачный период в Ярославле, откуда я переехал в Мытищи. Хорошо работалось в Краснодаре, но самого большого успеха я добился в Тюмени. Там за полгода бывали проданы билеты на взрослые спектакли. Я горжусь тем, что все правительственные награды, которые я имею, я получил, работая в Тюмени. Там же получил премию Ленинского комсомола. А любимых ролей много. Например, мне дороги Пер Гюнт, Карлик Нос. В «Трёх мушкетёрах» я играл Рошфора, Арамиса, Бонасье и Бекингема. В «До третьих петухов» по Шукшину Ивана. С удовольствием играю в спектакле «Аистёнок и Пугало». В постановке «Шехерезада – любовь моя», которая в нашем театре уже 15 лет идёт, я играю 32 роли. Этот спектакль очень мне нравится. Хотя уже трудно становится играть. Но он пользуется зрительским вниманием. Дорога мне и роль Лётчика в «Маленьком принце» в постановке Вольховского.
– Мытищи за последнее десятилетие стал настоящим театральным городом благодаря вашему театру и театру «ФЭСТ». Вы не только ставите великолепные спектакли, но ещё и проводите в своём городе фестивали.
– Да, и это даёт возможность в первую очередь нашим зрителям увидеть лучшие постановки не только российских, но и зарубежных режиссёров. Для творческого роста актёров, для развития театра я считаю очень важным такое общение, обмен опытом работы, изучение новых тенденций в развитии кукольного театра. Не буду говорить о фестивале, который проводит театр «ФЭСТ», это другая история. Наш впервые прошёл в 2004 году и сразу был в статусе Международного фестиваля театров кукол. Назвали мы его «Чаепитие в Мытищах». Уже первый форум собрал более 30 театров кукол, из них 15 из стран ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль стал традиционным и проводится раз в два года в сентябре. Так что в нынешнем году уже состоится третий.
– Станислав Фёдорович, насколько я знаю, вы стали завоёвывать даже столичного зрителя…
– Как показали социологические исследования, на наши детские спектакли приезжают зрители из близлежащих городов – Сергиева Посада, Пушкина, Королёва, Щёлкова, но и значительное количество – из районов Москвы Медведково и Бабушкино. А на взрослые спектакли вообще больше всего зрителей как раз из столицы и приезжают. Большой интерес вызывает у театралов наша версия «Ревизора».
Последний спектакль «В ожидании Синдбада» вообще шокировал нашего зрителя своей новизной. В этой постановке я не пошёл на компромисс и высказал всё, что думаю о беде, надвигающейся на Россию. У нас произошла в обществе подмена понятий. Мы перестали соблюдать простые и ясные христианские заповеди: не убий, не навреди, не обидь. Мы перестали чувствовать боль ближнего. СМИ постоянно показывают откровенные сцены насилия. И когда сегодня говорят: молодёжь не та, это неправда. Молодёжь хорошая. Только воспитывать её надо на лучших образцах литературы и искусства, на доброте. В спектакль мы специально вставили документальные кадры. Это шокирует. Когда-то Станислав Говорухин поставил фильм «Так жить нельзя», и мы в своём спектакле говорим об этом же.
Поднимаем мы и тему сплошной коммерциализации. Если мы переведём на коммерческие условия и театр, это будет для него губительно. Я кричу об этом во весь голос. Особенно опасно это для театров детских. Даже во время Великой Отечественной войны они имели государственную поддержку и дотацию. Честь и хвала губернатору и правительству Московской области, что наши подмосковные театры имеют возможность плодотворно работать. Благодаря конкретной, продуманной политике сейчас сфера культуры Подмосковья находится в пятёрке лидеров в стране. Мы сейчас имеем возможность осуществлять новые постановки, приглашать известнейших режиссёров даже из-за рубежа. Особенно изменилась ситуация в подмосковных театрах в лучшую сторону с приходом в областное министерство культуры Галины Константиновны Ратниковой. А конкретно нашему театру огромную помощь и поддержку оказывает руководство Мытищинского района.
– В кукольном театре огромную роль играет художественная часть, оформление. Какие художники с вами работают?
– Кукольный театр – это волшебство. Дети из обыденной жизни должны прийти совершенно в другой мир, войти в сказку. Волшебство и чудо – это прерогатива художника-постановщика. Но на это нужны средства. Сейчас очень дорогостоящие постановки. Световое оборудование, техническое, создание кукол требуют больших финансовых затрат. Ребёнок сначала воспринимает глазами, а потом уже вовлекается в действо артистами и режиссёрскими задумками. Мы имеем возможность, благодаря правительству Московской области и руководству нашего района, приглашать лучшие силы. Например, спектакль «В ожидании Синдбада» оформлял знаменитейший художник, обладатель национальной премии «Золотая Маска», главный художник Большого театра кукол Санкт-Петербурга Александр Алексеев. У нас также работала заслуженный деятель искусств Татьяна Терещенко. Мы приглашаем тех, кто является лучшими в нашей профессии. В том числе из-за рубежа, тех, кто не нуждается в представлении. Нельзя сегодня светить лучиной при ярком солнце. Нельзя, как это до сих пор делают некоторые театры, выезжать и ставить спектакль в любом месте, где лампочка Ильича горит. Куклами потрясут и всё. Разве это искусство? Театры не должны обслуживать, театры должны вести диалог о жизни с детьми и взрослыми, находить болевые точки. Чтобы пришёл человек после спектакля и стал другим, хотя бы призадумался, ради чего живёт он на этой земле.
Мы гордимся тем, что, когда дети приходят в наш театр, они восхищаются всем. Их с порога ждут чудеса. Наш театр расположен в одном из лучших зданий театров кукол страны. Мы в своё время ночами с архитекторами внутреннюю планировку разрабатывали. Но всё учесть практически невозможно. Кое в чём промахнулись: негде держать декорации. Они громоздкие, здание не позволяет их хранить. Но, я думаю, руководство района поможет решить эту проблему. В то же время по камерности наш театр идеален. Зал в театре кукол не должен быть большим. Театр – интимная вещь, здесь говоришь со зрителем по душам.
Кстати сказать, наш театр был первым муниципальным театром в Подмосковье.
Беседовала Фото автора и из архива театра
Станислав Фёдорович Железкин в театральном мире – личность легендарная. Достаточно сказать, что он единственный в нашей стране артист театра кукол, который получил звание заслуженного артиста России в 27 лет. Ни до него, ни позже никто не удостаивался такой чести в этом возрасте. Станислав Фёдорович уже 40 лет служит театру кукол. Он работал актёром в Государственных театрах кукол в Волгограде, Краснодаре, Тюмени, Ярославле. Но именно театр «Огниво» стал его главным детищем. Он основал этот театр 15 лет назад и бессменно является его художественным руководителем. В июне 2005 года Станислав Железкин стал первым лауреатом Международной продюсерской премии КУКАРТ: «За создание первой в России уникальной инфраструктуры театра кукол». На спектакли в театр «Огниво» приезжают даже столичные театралы. Станислав Железкин в качестве режиссёра осуществил более 90 постановок во многих городах России, а также в Польше, Литве, Молдове, Дании, Франции, Казахстане.
В настоящее время он является членом президиума правления ЦДРИ, членом международного совета деятелей театров кукол УНИМА, а также президентом Российской ассоциации «Театр кукол – XXI век».
Железкин не только талантливый актёр и режиссёр, но и педагог. В Ярославском государственном театральном институте Станислав Фёдорович выпустил два международных актёрско-режиссёрских курса. С 1998 по 2004 год он проводил мастер-класс в Париже.
Станислав Фёдорович является дипломантом национальной театральной премии России «Золотая маска» 1997 года в номинации «Лучшая актёрская работа в кукольном театре», лауреатом международных фестивалей (Чехия, Франция, Литва, Румыния, Молдова).
В 2005 году ему присвоено звание «Почётный гражданин Мытищинского района».