250 участников, включая 47 малых региональных издательств, представили на ярмарке свои лучшие книги и самые свежие новинки. А на десяти дискуссионных площадках за 4 дня состоялось более 300 событий – круглых столов, презентаций, мастер-классов и творческих встреч с любимыми авторами.
Рассказываем о нескольких наиболее интересных из них.
Пиши, словно читателя не существует
Издательство Inspiria провело дискуссию «От абсурда до психоза» – о том, что волнует новое писательское поколение. В обсуждении приняли участие Елена Кречман, Микаэль Дессе, Софья Асташова, Ольга Хейфиц, Линда Сауле, Настасья Реньжина, Анаит Григорян. Модератором выступила Екатерина Писарева.
Авторов сближает интерес к психологии, а исследует её большинство на самом доступном примере – на самом себе. Отсюда и сохраняющаяся востребованность жанра автофикшен. Так, Елена Кречман подчеркнула: автофикшен столь популярен потому, что даёт возможность написать историю подлинную, заряженную реальными переживаниями. Линда Сауле высказала мнение, что выделять автофикшен в отдельный жанр, быть может, не совсем корректно, потому что любая книга глубоко автобиографична: в ней или история писателя, или его оптика – собственно, эта личностная составляющая и привлекает нас в искусстве. Продолжила эту мысль Анаит Григорян, отметившая, что она как раз пытается всеми силами устраниться из текста: безусловно, тексты пишутся на личном материале, но он художественно перерабатывается почти до неузнаваемости.
Поговорили и о страхах, с которыми сталкиваются начинающие авторы, и о способах борьбы с ними: главное – продолжать писать, не подстраиваясь под аудиторию. Писать так, будто никто, кроме тебя, книгу никогда не прочтёт.
Поэзия как культурная практика
О том, почему стихи сегодня стали такими сложными для восприятия, поговорили на презентации книги итальянского историка и теоретика литературы Гвидо Маццони «О современной поэзии». В обсуждении приняли участие издатель Ирина Прохорова, переводчик книги Анна Ямпольская, лингвист Ольга Соколова и филолог Александр Житенёв.
Анна Ямпольская отметила, что, хотя исследование Маццони написано на итальянском материале, его выводы применимы и к отечественной поэзии. Александр Житенёв выделил один из ключевых тезисов исследователя: поэзию можно рассматривать как культурную практику, а современная литература в целом является самым очевидным отображением индивидуалистического общества. Тут, подметила Ольга Соколова, есть парадокс: с одной стороны, поэт должен быть яркой индивидуальностью, потому что оригинальность ценится ныне выше всего; с другой – от него требуется коллаборировать с другими творцами, постоянно находиться в литературных кругах. Анна Ямпольская провела параллель с современным изобразительным искусством, достижения которого недоступны и неинтересны широкой аудитории, а творцы собираются в группки, оценивая друг друга.
Впрочем, как отметил Александр Житенёв, хотя современная поэтика не способствует «продвижению» поэзии, горевать об этом не стоит: столько, сколько поэзия существует, ведутся разговоры о том, что она никому не понятна и не нужна. И тем не менее она всё ещё есть и продолжает развиваться и нас по-прежнему к ней тянет.
На что влияют премии
«Цель литературных премий – показать того, кто должен быть услышан» – такими словами открыл круглый стол «Книжные премии в России не популярны?» литературный критик и автор издания «Сноб» Егор Спесивцев.
Андрей Аствацатуров, писатель, профессор СПбГУ, не согласился с этим мнением: «Автор даёт дополнительную рекламу премиям, а не наоборот».
Литературовед, профессор СПбГУ Игорь Сухих поделился интересным наблюдением о шести отечественных лауреатах Нобелевской премии. По его мнению, данная премия основывалась не только на эстетических убеждениях, но и на политических и культурных соображениях: например, И.А. Бунин представлял «литературу в изгнании».
Татьяна Емельянова, директор по маркетингу «Азбуки-Аттикус», отметила, что не всегда для российского читателя быстро становятся доступны в переводе зарубежные произведения, получившие награды, а влияет на скорость перевода в первую очередь имя писателя и достоинства его книги.
Также участники дискуссии поделились интересной статистикой, показавшей, что мало для кого из читателей наличие премии является решающим фактором при выборе книги.
Между взрослым и ребёнком
В дискуссии «Сложные вопросы в детской литературе» приняли участие писатели Евгения Асеева, Евгения Русинова, Анна Маншина, редактор телеграм-канала «Нет, это нормальные книги» Елизавета Михальченко, Валерия Чебитько, представляющая издание «Горящая изба», и модератор Евгения Бурханова. На примере трёх новинок издательства «Питер» («Загадка планеты Терра» Ю. Аслановой, «Кэтрин по прозвищу Птичка» К. Кушман и «Всё равно ты» А. Никольской) они обсудили ряд важных тем. Так, прозвучала мысль о том, что на смену положительным и отрицательным героям в подростковой литературе пришли персонажи, характеры которых приближены к характерам реальных людей. Изображение смерти или «непарадной» стороны жизни не вредит взрослеющему читателю, а помогает ему пережить непростые моменты в безопасном книжном пространстве. Было сказано также, что важно не навязать ребёнку готовое решение, а дать возможность получить собственный опыт преодоления трудностей.
В завершение встречи участники ответили на вопрос о любимом женском персонаже. Лидером стала Пеппи Длинныйчулок. Назвали также Ольгу Ильинскую («Обломов»), Татьяну Ларину («Евгений Онегин»), Муми-маму («Всё о муми-троллях»), Хелен («Незнакомка из Уалдфелл-Холла») и других.
Тайны «Пушкинского года»
Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв рассказал о событиях и изданиях, связанных с празднованием 225-летия со дня рождения поэта. В феврале на Пречистенке, 12/2, начал работу межмузейный проект «Пушкин.225». Сейчас готовится к изданию каталог этой уникальной выставки.
Богатырёв также напомнил о реставрации, которая полным ходом идёт в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. На экранах были продемонстрированы рабочие эскизы будущего экспозиционного пространства. «Мы очень надеемся, что выставка, которая откроется здесь после завершения работ, придётся по душе посетителям», – сказал Богатырёв.
Затем он представил книжную «Коллекцию декоративно-прикладного искусства». Первый том посвящён хранящимся в музее часам и часовым механизмам, вторая книга, которая появится на полках через месяц, – коллекции художественной мебели. Готовятся к выходу третий и четвёртый тома – об осветительных приборах и художественной бронзе, о фарфоре и стекле.
Руководитель редакционно-издательского отдела музея Анна Большова рассказала об альбоме «Пушкинская Москва», созданном при участии более 50 организаций (музеев, библиотек и т.д.).
КСТАТИ
Свои новые книги представили на весенней non/fiction Валерий Попов, Владислав Отрошенко, Алексей Иванов, Евгений Солонович и Михаил Визель, а также многие другие известные писатели и исследователи. Состоялись презентации коллективного сборника «Мир без Стругацих», не публиковавшегося ранее романа Габриеля Гарсия Маркеса «Увидимся в августе», переиздания «Мемуаров» Евгения Шварца, сборника «Безутешный счастливчик. Из записных книжек» Венедикта Ерофеева и других интересных изданий.
ФАКТ
В рамках ярмарки состоялась масштабная конференция «Книжные и электронные ресурсы в России: тенденции и перспективы развития», организованная Российским книжным союзом и журналом «Университетская КНИГА» при поддержке Минцифры России. На двух сессиях ведущие эксперты отрасли обсудили сценарии её развития, потенциал и угрозы, оптимизацию внутренних процессов, импортозамещение и альтернативные способы создания книг, каналы их продвижения и дистрибьюции.
Подготовили Юлия Могулевцева, Валерия Галкина и Юлия Борисова
Фото Максима Гончарова