С огромным успехом в Москве прошли гастроли Государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай». Барнаульский коллектив на сцене Малого театра впервые показал москвичам два хореографических спектакля в постановке народного артиста СССР Владимира Васильева.
В первом отделении артисты подарили зрителям «вечер современной хореографии по произведениям Василия Шукшина», посвящённый его 90-летию, которое будет отмечаться в июле этого года. В создании балета «Жил человек» участвовали молодые хореографы творческой мастерской Владимира Васильева. Композиции «Калина красная», «Боря. Чудик. Самолёт», «Охота жить», «Выбираю деревню на жительство» и «Праздники детства» – талантливое хореографическое прочтение шукшинской прозы. Прозы, в которой много светлой поэзии, щемящей боли, искромётного юмора, глубокой философии, сердечной любви к сельским жителям и родному Алтаю:
Я иду по земле и верю:
будет солнце.
И будет свет.
И люди откроют двери.
Здравствуйте, люди!
Тысячу лет.
Нет, в одиночество я не верю.
На земле одиночеству
места нет.
Музыка к спектаклю – органичное сочетание произведений Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Евгения Светланова, современных композиторов, обработок народных песен. Особый настрой создаёт видеоряд: шагая по тропинкам малой родины Василия Макаровича – села Сростки, Владимир Васильев читает отрывки из его произведений. Кстати, Владимир Викторович – не только режиссёр-постановщик, но и художник-постановщик, автор мультимедийных декораций.
Во втором отделении был представлен одноактный балет «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина, посвящённый 80-летию композитора – народного артиста России, лауреата Государственной премии СССР, юбилей которого будет отмечаться в августе. Балет создан по поэме Александра Твардовского «Дом у дороги»:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Ещё в 1984 году Владимир Васильев поставил фильм-балет «Дом у дороги» и станцевал в нём главную роль. Как и в истории с постановкой прославленного фильма-балета «Анюта» по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» (1982, с незабвенной Екатериной Максимовой в главной партии), музыка Валерия Гаврилина стала для хореографа главным творческим импульсом: услышав однажды гаврилинский вальс, Васильев решил обязательно поставить балет на его музыку. Возможно, этот балет так и остался бы в истории как экранное произведение, но судьба распорядилась счастливым образом, и спустя немало лет после телевизионной премьеры балет «Дом у дороги» обрёл свою сценическую жизнь в репертуаре ансамбля «Алтай». Уникальность этой постановки в том, что в ней пленительным образом соединились народный и классический танец, а также бытовая пластика.
Ансамбль песни и танца «Алтай» молодой, но уже очень известный коллектив. Он был создан в 2011 году постановлением губернатора Алтайского края Александра Карлина и по праву считается универсальным коллективом, органично соединив в себе различные жанры сценического вокально-хореографического искусства. Его репертуар уникален: в нём не только песни и танцы народов мира, оригинальные и обработанные вокально-хореографические композиции, жанровые зарисовки, но и классические и современные хореографические постановки. Коллектив востребован и широко известен не только в своём регионе, он много гастролирует по стране и за рубежом, не раз становился лауреатом и дипломантом различных фестивалей и конкурсов. Художественный руководитель «Алтая» – заслуженный работник культуры РФ Александр Берёзиков, главный балетмейстер Елена Берёзикова, главный хормейстер Ольга Кузнецова взрастили талантливый, высокопрофессиональный коллектив и устремлены к новым достижениям.
Знаменательным стало сотрудничество ансамбля с Владимиром Васильевым – выдающимся артистом балета, хореографом и балетмейстером, режиссёром, актёром, художником, поэтом и педагогом, который стоял у истоков создания коллектива и осуществил здесь постановки этих спектаклей – уникальных творений, которым, уверена, предстоит счастливая и долгая сценическая жизнь. Они несут людям вечные ценности любви, мира, добра, справедливости, бережного отношения к своей большой и малой родине.
«Васильев – русский человек, бесконечно любящий свою Родину, это чувство не сыграешь, он – настоящий! Сколько культуры, сколько такта в подходе к литературному произведению, какое доскональное знание своей профессии, и бесконечные пласты культурных ассоциаций – чисто «Русские сезоны в Париже»! Эта премьера – явление культуры, – поделилась впечатлениями с алтайскими журналистами московский литератор Александра Королёва. – Мы почти не знаем, как и чем живут регионы, а там жизнь, судя по всему, более духовная.. Жаль, что встречи с настоящим бывают так редко».