Какой-то своей историей он похвастаться, увы, не может, поскольку развивался вместе с этими улицами. В XVII веке здесь селились ремесленники и небогатая интеллигенция, но постепенно район стал более престижным, и в нём возникли роскошные дворянские усадьбы.
Современное название утвердилось за переулком в 1820-х годах: по фамилии одного из домовладельцев – поэта и переводчика Авраама Васильевича Лопухина. Для него на углу Пречистенки знаменитый архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев выстроил ампирный особняк (сейчас его занимает Государственный музей Л.Н. Толстого). А раньше переулок назывался Репнинским, и данное название имело аналогичное происхождение – по фамилии местной домовладелицы конца XVIII столетия Репнинской.
Любопытно, кстати, что Лопухинским с 1737 по 1922 год именовался и теперешний Языковский переулок (по другую сторону Зубовского бульвара – участка Садового кольца), которому восстановили прежнее название в целях устранения соимённости.
К исходу позапрошлого века, когда был сооружён храм Христа Спасителя, престиж местности ещё больше возрос. Вдоль Лопухинского переулка до сих пор сохранилась качественная и ухоженная историческая застройка, включающая доходные дома, жилые и общественные здания. Архитектурной доминантой стал здесь гигантский доходный дом Я.А. Рекка (зодчий Г.А. Гельрих) на пересечении с Пречистенкой. Сюда в гости к своим знакомым неоднократно захаживал Михаил Булгаков, и интерьеры дома были дважды использованы в произведениях писателя – романе «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце».
С именем Рекка связано и другое здешнее здание (№ 5), гораздо меньших размеров.
Вообще, стены эти скрывают в себе более старую постройку – 1804-1806 годов, то есть допожарной Москвы. Изначально она имела Г-образный план и три этажа – за счёт того, что второй этаж выглядел очень низким, фактически антресольным. Подобные здания с «образцовыми» фасадами предназначались для размещения в них складов, лавок, мастерских и т.д. На планах того времени видно, что сооружение имело проездную арку со стороны Лопухинского переулка.
Сильно пострадав в пожаре 1812 года, оно через несколько лет было полностью отремонтировано, однако при этом лишилось вышеупомянутой арки.
В дальнейшем, когда владение перешло к А.Ф. Толмачёвой, к юго-восточному фасаду дома добавился каменный объём, а кроме того, устроили несколько пристроек для лестниц и ретирад. При этом все части привели к единой высоте. Руководил работами зодчий В.Н. Карнеев.
Далее усадьба, по некоторым сведениям, принадлежала представителям купеческого семейства Щукиных, и кроме жилых помещений здесь ещё находилась контора владельца, И.В. Щукина. А за шесть лет до революции новым хозяином стал Яков Александрович Рекк – весьма примечательная личность тогдашней Белокаменной.
Банкир и предприниматель, член московского отделения Русского технического общества, основатель Московского торгово-строительного акционерного общества, он по собственному усмотрению строил дома за счёт этого общества, приглашая ведущих архитекторов, а потом продавал их. Свой принцип Яков Александрович формулировал так: «Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».
Капитальную переделку особняка по Лопухинскому переулку, где Рекк решил поселиться, заказали гражданскому инженеру Н.Г. Лазареву. Он разобрал северо-восточное крыло, чтобы освободить место для доходного дома, а оставшуюся часть приспособил под две роскошные квартиры. Появились новые парадные входы и вестибюли, а фасад украсился разнообразными художественными элементами: профилированными тягами и карнизами, лопатками, обрамлением окон. Над боковыми ризалитами возникли аттики с вазонами, над входами – металлические козырьки. Среди лепнины в стиле неоклассики – филёнок, венков, картушей, розеток, пальметт – особенно выделяется многофигурный барельеф по мотивам античной Греции.
После национализации здания здесь с 1921 по 1935 год располагалось общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также музей и редакции биобиблиографического словаря и журнала «Каторга и ссылка», где печатались ценные документы по истории революционного движения в России. Когда общество было ликвидировано, Музей каторги и ссылки продолжал существовать как филиал Музея революции.
В 1960-х годах особняк переходит в хозяйственное ведение УпДК (ныне - ГлавУпДК при МИД России) и приспосабливается для размещения посольства Республики Боливия. Первая значительная реставрация здесь случилась в 2005–2006 годах, перед тем как его отдали посольству Республики Кения.
Наиболее старым, как уже говорилось, является северо-западный (дворовый) фасад, сохранивший композицию и отделку первой половины позапрошлого века. В нижнем этаже видим четыре больших арочных оконных проёма, первоначально соответствующих уровню нижнего и антресольного этажей (антресоли разобраны при реконструкции 1910–1911 годов и включены в состав первого этажа). Второй же этаж предстаёт эпохой последних предреволюционных лет.
Что касается интерьеров, то во всём доме полностью уцелела их пространственно-планировочная структура, а сами помещения сохранили фрагментарную отделку: лепнину потолков, лепнину на сводах парадного зала и будуара второго этажа, лепные розетки, тянутые потолочные карнизы, отделку искусственным мрамором окон и дверей.
В подвале до наших дней дошли коробовые своды, а своды Монье имеются и в подвале, и на первом этаже.
Ноябрь 2023 года ознаменован завершением комплексной реставрации этого замечательного строения.
Прежде всего удалены все современные окрасочные и отделочные слои, не соответствующие ремонтные штукатурки и замазки, а также органические отложения. После санирующей биоцидной обработки фасадных поверхностей и обессоливания кирпичной кладки цоколя был произведено полное восстановление штукатурки и шпатлевание стен.
Специалисты отреставрировали дверные и оконные заполнения, металлические козырьки на главном фасаде, отремонтировали металлические покрытия световых приямков, лестниц и спусков в подвал.
Значительный объём работ был проведён по кровле и водосточной системе. В частности, обработке огнебиозащитным составом подверглись деревянные элементы сплошной обрешётки свеса кровли. Заменены сами свесы, а также настенные жёлоба, водосточные стояки, воронки, колена и ухваты.
Пришедшие в негодность оконные отливы и покрытия выступающих частей фасада (цоколя, карнизов, сандриков) поменяли на аналогичные – оцинкованную сталь с цветным полимерным напылением.
Конечно же, не оказался обойдённым вниманием и замечательный декор фасадов. Реставрационные работы коснулись прежде всего тянутых элементов: профилированного обрамления окон, плоского пояска бокового ризалита, тяги пилонов и др. Подобное внимание уделили и всем лепным деталям, а кроме того, заново воссозданы были вазоны аттиковой стенки.
На завершающем этапе фасадных работ стены и декор выкрасили согласно колористическому решению.
Отметим, что проведён был также ремонт ограды здания с въездными воротами. Пилоны последних получили новое металлическое покрытие и новый окрас – такой же, как на фасаде.
Наконец, в рамках приспособления дома под современное использование были спрятаны в декоративные корзины блоки сплит-систем.