Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2023 г.
Спецпроект Уникальные особняки Москвы

Старания и принципы банкира Рекка

Всего-навсего 200 метров – такова протяжённость Лопухинского переулка, одного из восьми, связывающих Пречистенку и Остоженку

29 ноября 2023
Реставраторы вернули фасадам старинного дома былую красоту

Какой-то своей историей он похвастаться, увы, не может, поскольку развивался вместе с этими улицами. В XVII веке здесь селились ремесленники и небогатая интеллигенция, но постепенно район стал более престижным, и в нём возникли роскошные дворянские усадьбы.

Современное название утвердилось за переулком в 1820-х годах: по фамилии одного из домовладельцев – поэта и переводчика Авраама Васильевича Лопухина. Для него на углу Пречистенки знаменитый архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев выстроил ампирный особняк (сейчас его занимает Государственный музей Л.Н. Толстого). А раньше переулок назывался Репнинским, и данное название имело аналогичное происхождение – по фамилии местной домовладелицы конца XVIII столетия Репнинской.

Любопытно, кстати, что Лопухинским с 1737 по 1922 год именовался и теперешний Языковский переулок (по другую сторону Зубовского бульвара – участка Садового кольца), которому восстановили прежнее название в целях устранения соимённости.

К исходу позапрошлого века, когда был сооружён храм Христа Спасителя, престиж местности ещё больше возрос. Вдоль Лопухинского переулка до сих пор сохранилась качественная и ухоженная историческая застройка, включающая доходные дома, жилые и общественные здания. Архитектурной доминантой стал здесь гигантский доходный дом Я.А. Рекка (зодчий Г.А. Гельрих) на пересечении с Пречистенкой. Сюда в гости к своим знакомым неоднократно захаживал Михаил Булгаков, и интерьеры дома были дважды использованы в произведениях писателя – романе «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце».

С именем Рекка связано и другое здешнее здание (№ 5), гораздо меньших размеров.

Вообще, стены эти скрывают в себе более старую постройку – 1804-1806 годов, то есть допожарной Москвы. Изначально она имела Г-образный план и три этажа – за счёт того, что второй этаж выглядел очень низким, фактически антресольным. Подобные здания с «образцовыми» фасадами предназначались для размещения в них складов, лавок, мастерских и т.д. На планах того времени видно, что сооружение имело проездную арку со стороны Лопухинского переулка.

Сильно пострадав в пожаре 1812 года, оно через несколько лет было полностью отремонтировано, однако при этом лишилось вышеупомянутой арки.

В дальнейшем, когда владение перешло к А.Ф. Толмачёвой, к юго-восточному фасаду дома добавился каменный объём, а кроме того, устроили несколько пристроек для лестниц и ретирад. При этом все части привели к единой высоте. Руководил работами зодчий В.Н. Карнеев.

Далее усадьба, по некоторым сведениям, принадлежала представителям купеческого семейства Щукиных, и кроме жилых помещений здесь ещё находилась контора владельца, И.В. Щукина. А за шесть лет до революции новым хозяином стал Яков Александрович Рекк – весьма примечательная личность тогдашней Белокаменной.

Банкир и предприниматель, член московского отделения Русского технического общества, основатель Московского торгово-строительного акционерного общества, он по собственному усмотрению строил дома за счёт этого общества, приглашая ведущих архитекторов, а потом продавал их. Свой принцип Яков Александрович формулировал так: «Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».

Капитальную переделку особняка по Лопухинскому переулку, где Рекк решил поселиться, заказали гражданскому инженеру Н.Г. Лазареву. Он разобрал северо-восточное крыло, чтобы освободить место для доходного дома, а оставшуюся часть приспособил под две роскошные квартиры. Появились новые парадные входы и вестибюли, а фасад украсился разнообразными художественными элементами: профилированными тягами и карнизами, лопатками, обрамлением окон. Над боковыми ризалитами возникли аттики с вазонами, над входами – металлические козырьки. Среди лепнины в стиле неоклассики – филёнок, венков, картушей, розеток, пальметт – особенно выделяется многофигурный барельеф по мотивам античной Греции.

После национализации здания здесь с 1921 по 1935 год располагалось общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также музей и редакции биобиблиографического словаря и журнала «Каторга и ссылка», где печатались ценные документы по истории революционного движения в России. Когда общество было ликвидировано, Музей каторги и ссылки продолжал существовать как филиал Музея революции.

В 1960-х годах особняк переходит в хозяйственное ведение УпДК (ныне -  ГлавУпДК при МИД России) и приспосабливается для размещения посольства Республики Боливия. Первая значительная реставрация здесь случилась в 2005–2006 годах, перед тем как его отдали посольству Республики Кения.

Наиболее старым, как уже говорилось, является северо-западный (дворовый) фасад, сохранивший композицию и отделку первой половины позапрошлого века. В нижнем этаже видим четыре больших арочных оконных проёма, первоначально соответствующих уровню нижнего и антресольного этажей (антресоли разобраны при реконструкции 1910–1911 годов и включены в состав первого этажа). Второй же этаж предстаёт эпохой последних предреволюционных лет.

Что касается интерьеров, то во всём доме полностью уцелела их пространственно-планировочная структура, а сами помещения сохранили фрагментарную отделку: лепнину потолков, лепнину на сводах парадного зала и будуара второго этажа, лепные розетки, тянутые потолочные карнизы, отделку искусственным мрамором окон и дверей.

В подвале до наших дней дошли коробовые своды, а своды Монье имеются и в подвале, и на первом этаже.

 Ноябрь 2023 года ознаменован завершением комплексной реставрации этого замечательного строения.

Прежде всего удалены все современные окрасочные и отделочные слои, не соответствующие ремонтные штукатурки и замазки, а также органические отложения. После санирующей биоцидной обработки фасадных поверхностей и обессоливания кирпичной кладки цоколя был произведено полное восстановление штукатурки и шпатлевание стен.

Специалисты отреставрировали дверные и оконные заполнения, металлические козырьки на главном фасаде, отремонтировали металлические покрытия световых приямков, лестниц и спусков в подвал.

Значительный объём работ был проведён по кровле и водосточной системе. В частности, обработке огнебиозащитным составом подверглись деревянные элементы сплошной обрешётки свеса кровли. Заменены сами свесы, а также настенные жёлоба, водосточные стояки, воронки, колена и ухваты.

Пришедшие в негодность оконные отливы и покрытия выступающих частей фасада (цоколя, карнизов, сандриков) поменяли на аналогичные – оцинкованную сталь с цветным полимерным напылением.

Конечно же, не оказался обойдённым вниманием и замечательный декор фасадов. Реставрационные работы коснулись прежде всего тянутых элементов: профилированного обрамления окон, плоского пояска бокового ризалита, тяги пилонов и др. Подобное внимание уделили и всем лепным деталям, а кроме того, заново воссозданы были вазоны аттиковой стенки.

На завершающем этапе фасадных работ стены и декор выкрасили согласно колористическому решению.

Отметим, что проведён был также ремонт ограды здания с въездными воротами. Пилоны последних получили новое металлическое покрытие и новый окрас – такой же, как на фасаде.

Наконец, в рамках приспособления дома под современное использование были спрятаны в декоративные корзины блоки сплит-систем.


Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Морозовское «палаццо»

    11 голосов
  • На дружелюбной Пятницкой

    6 голосов
  • Дом-сказка

    5 голосов
  • Жемчужина кекушевского модерна

    4 голосов
  • Первый в Москве дом сирот был архитектурным шедевром

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS