Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Старая новая сказка

01 января 2007

ХУДОЖНИК И КНИГА

В Российской государственной детской библиотеке прошла выставка графических работ народного художника России Анатолия ЕЛИСЕЕВА.

Мальчик и девочка слушают из уст родителей сказку, а чуть повзрослев, сами читают её в книжке, и каждый раз испытывают восторг и удивление, особенно если нарисованные художником картинки созвучны их фантазии. Таковы дети, и жаль, что эти ощущения с годами утрачиваются. Анатолий Михайлович в этом смысле хороший друг юному читателю. Нарисованная им сказка становится былью, и не «понарошку», а по-настоящему. Печатное слово мгновенно перевоплощается в узнаваемую игру света и цвета, и герои сказок словно выходят из книжки. Кот Учёный А.С. Пушкина, например, ходил себе по цепи и ходил, а тут, в вашем воображении, сошёл он с дуба на землю и давай мурлыкать. Так хочется его погладить да поговорить про житьё-бытьё.

Замечено, иллюстрации Анатолия Елисеева обладают целебным свойством; от них исходит энергия добра, они будоражат воображение ребёнка, но и взрослого тоже. Они отражают ни с чем не сравнимый мир сказок, где всё светится радостью, пусть и с такими злючими-презлючими персонажами, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Это не страшилки, а, скажем просто, – нехорошие силы, с которыми следует бороться и непременно побеждать их. Нет жанра в литературе более гуманного, чем сказка.

Так думаешь, когда смотришь на графические работы Анатолия Елисеева. Вообще, люди, подобные ему (неважно, чем они занимаются), всегда «заводят» вас на размышления. Даже когда речь идёт о сказке – жанре, казалось бы, далёком от философии.

Так было в мастерской Елисеева. От сказки он вдруг перешёл к язычеству…
– В старые времена говорили: «Господь попустил». Странно. Ведь язычество было всюду тысячелетиями. Думается, к Господу следовало отнестись с большим уважением и доверием и стараться понять его намерения.
– А как понять?
– Мой знакомый священник ответил бы на это просто: «Читать надо больше». Знание даёт литература, искусство, школа, церковь, но только с одной оговоркой – с добром, любовью и разумом.

– Эти нравственные истоки заложены в народном творчестве. Ваше, Анатолий Михайлович, самовыражение в творчестве – образное и поэтичное, наиболее ярко подтверждает эту истину. Стилистика и манера исполнения иллюстраций неподражаемы. С ними легко дышится.

– Вот вы говорите «самовыражение». Мы знаем случаи, когда дети-маугли вскормлены животными. Помните, по телевидению показывали девочку? Она выла по-волчьи, ловко ходила на четырёх конечностях. Человека лепит среда, и он как личность самовыражается в сопротивлении чему-то или стремится воспользоваться чем-то. В искусстве мне ближе слово «искренность», чем «самовыражение». Не понимаю, почему, когда речь заходит о современности, то обязательно всё  хорошо. А если ты, не дай Бог, несовременный, значит, что – «плохо»? Мода диктует условия вашего существования. Сама же она – дама во власти чужой воли. О какой искренности тогда можно говорить?

– Вы работаете в основном с классикой. Но разве современные сказочники вас не интересуют?

– Отвечу вам сюжетом современного автора. Пришёл суслик к человеку и спрашивает: «Я похож на человека?» Тот говорит: «Нет». Суслик надевает шляпу и опять с тем же вопросом. И так бесконечно. Каков суслик, каков человек? Нет атмосферы! Понимаете? Есть мораль – и всё. Однажды с компанией поехали мы на рыбалку. Приезжаем в деревню, ищем, где бы остановиться. Видим – изба. Спрашиваем: «Кто в ней живёт?» – «Да никто. Там жила старуха без годов». Мы замерли: надо же – «без годов»… Сразу фантазия заработала: наверное, одинокая, старая и недобрая, потому что друзья знали бы о ней. Всего лишь одна реплика, а как пробуждает фантазию! Я уже могу написать по ней рассказ.

– Вы сами пишете сказки, рассказы. Вам, как говорится, карты в руки: издательства, с которыми вы сотрудничаете, наверняка не отказывают вам в издании собственных произведений.

– У большинства издательств логика такова: «У нас много хорошей современной литературы, но мы её не печатаем. Вот Барто, Чуковский, Михалков, Берестов – пожалуйста. Их сочинения покупают бабушки.

– Бабушки с этим классическим наследием когда-нибудь исчезнут. Что ждёт будущее поколение? Глобализация литературы для детей, в которой беснуются маги, чертовщина, где в избытке кровь и насилие, подавит сказку как жанр, как национальное достояние...

– Забота о людях – это целесообразное объединение в государство, в котором и сказке как духовной отрасли культуры должно быть отведено достойное место. Мы говорим: «Сказка ложь, да в ней намёк». Всё! На этом заканчиваются разговоры о сказке. А сказка-то не так проста. С древнейших времён менялись рассказчики, наслаивая на сказку типичные черты своего времени. Икону можно расчистить до первозданного слоя. А сказку? В ней заложено сложное миропонимание, особенно в волшебной сказке. И странно, что дети каким-то чудом впитывают суть её.

– Без Иванушки-дурачка ну никак нельзя…

– Ваша ирония мне понятна. А дело-то серьёзное… Ведь Иванушка-дурачок любимый народом герой. Он в одиночку не живёт – обязательно с умными братьями. Они умные, а он дурачок. А симпатии народные на его стороне. Все умные братья неизбежно приходят к преступлению. В лучшем случае они крадут коней, а в худшем – убивают. Почему? Только ли в сказках это? Вот у Достоевского: умный Раскольников берёт топор и убивает человека. Сальери – аналитик, высокий ум – также приходит к убийству. Самоуверенность без каких-либо нравственных опор приводит человека к преступлению, к обезбоживанию организма.

– Анатолий Михайлович, извините, вам не надоело всё время иллюстрировать сказки?

– Нисколько! Это моя стихия, моя любовь и моя душа. Я многое из этого кладезя черпаю для себя. Мне, например, более понятны интрижки и козни Бабы-Яги, чем поведение продавщицы из соседнего магазина или какого-нибудь депутата.

Сергей ЛУКОНИН

Обсудить в группе Telegram

Сергей Луконин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS