Теперь «берлинские стены» возводят между Европой латинской и православной, византийской
Славенко Терзич. Старая Сербия (XIX–XX вв.). Драма одной европейской цивилизации. – М.: Вече, 2015. – 480 с. – 1500 экз.
Об истоках противоборства латинского мира и поствизантийского пространства, об историческом прошлом Старой Сербии, ставшей ареной столкновения не только трёх мировых религий (восточного и западного христианства и ислама), но и полем для осуществления военно-политических проектов западных сил, рассказывает в своей книге крупнейший сербский историк, в прошлом директор Института истории Сербской академии наук и искусств, а ныне чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербия в России Славенко Терзич.
Сегодня название «Старая Сербия», которым на европейских картах в течение всех предыдущих веков именовалась колыбель сербской государственности, намеренно изъято из политического лексикона. Этот край противоправно отторгнут от Сербии. Что же привело к столь масштабной трагедии? На этот вопрос и отвечает труд Славенко Тезича. Предлагаем вам небольшой отрывок из его книги.
Старая Сербия – это очень важная и весьма интересная тема с точки зрения цивилизационных исследований: редко на таком малом географическом пространстве встречаются три крупнейшие мировые религии – восточное и западное христианство и ислам со всеми внутренними разделениями, а также элементы иудаизма и ещё некоторых более мелких религиозных общин.
Излишне доказывать, что сербское наследие Старой Сербии является неотъемлемой частью европейской христианской цивилизации, особенно под этим мы подразумеваем традиции и западного, и восточного христианства. Вопрос всего лишь в том, признает ли западно-христианская Европа равноправие двух христианских традиций. Отношение к драме в Старой Сербии и к практически полному подавлению сербского наследия в Косово и Метохии свидетельствует о том, что Европа продолжает рассматривать сербскую традицию со всеми предрассудками и стереотипами, которые веками взращивались по отношению к византийско-славянской цивилизации. Слияние и конфликт системы ценностей сербской христианской цивилизации с ценностями и особенностями ориентально-исламской цивилизации были особенно драматичными в Старой Сербии, так как значительная часть сербского народа, принимая ислам на свои христианские основы, продолжала жить под знаком своеобразной двойной идентичности... В последние пару десятилетий стали навязываться модные понятия: «косовский народ», «косовская культура», «косовское культурное наследие» и даже, в одной школе вблизи Лондона и «косовский язык» (а в последнее время и «санджакско-боснийская идентичность»). Причём имеется в виду албанское меньшинство… Мы много раз слышали утверждение, что у Сербии «нет морального права управлять Косово». Хотя многочисленные европейские свидетельства на протяжении прошедших веков говорят о Косово и Метохии как о многовековой части Сербии, ядре сербской культуры, исторической памяти, основе сербской государственной, духовной и культурной вертикали.
Плодородные и благоприятные равнины Косово, а особенно Метохии, с умеренным климатом и обилием воды, отгороженные от Албании высокими горными массивами Шар, Кораба, Паштрика и Проклетия, являлись Богом данной естественной средой, что обеспечило развитие высоких творческих возможностей сербов в Средние века. Культурную и демографическую мощь сербов иллюстрирует существование приблизительно 1300 подтверждённых памятников сербской культуры этого периода…
Судьбоносный исторический разворот наступил, судя по всему, когда началось турецкое завоевание сербских земель в начале второй половины XV века...
Православные славяне Юго-Восточной Европы и православные народы в целом, в первую очередь греки и другие балканские христиане – албанцы, румыны, которые вместе со славянами составляли единый духовно-культурный греко-славянский союз, оказались в XIV–XV веках на распутье. С одной стороны, они подвергались давлению Римской курии, заключавшемся в принятии униатства (Флорентийская уния 1439 года). С другой стороны, им грозила опасность с Востока – наступали османы-завоеватели. Чем дальше продвигалась турецкая армия, тем чаще на Балканы наведывались римско-католические миссионеры. Когда турки уже были под Константинополем, кардинал Исидор Киевский с 200 католическими священниками 12 декабря 1452 года в Константинополе отслужил литургию в честь Флорентийской унии. Западный мир, ослеплённый эгоизмом и верой в свою религиозную исключительность, осознал опасность только тогда, когда османы уже завоевали Венгрию и подошли к Вене.
Несколькими веками позднее, в последнем десятилетии XX века, в определённой степени повторилась ситуация XIV–XV веков. Турция возвращается, как говорят, на «постоттоманские территории», возникает новый внешнеполитический фактор – США возглавили новое наступление на Восток. К тому же Римская курия ещё с момента учреждения Конгрегации по пропаганде веры в 1622 году никогда не отказывалась от намерения обратить в «настоящую веру» «заблудших схизматиков». Сегодня она продолжает вдохновлять на строительство новых «берлинских стен» между так называемой латинской и православной, или византийской, Европой. Римская курия полагает, и это было видно на примере распада Югославского государства, что военная и экономическая мощь США позволит ей воплотить нереализованные планы на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. При этом она пренебрегает тем, что идеология планетарной миссии «нового мирового порядка» не включает в себя традиционные христианские принципы и моральные ценности. Примеры Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии и Западной славянской Македонии показывают, что стратегия Римской курии, с одной стороны, и радикального политического ислама, с другой стороны, хотя принципиально в глобальном плане враждуют между собой, именно на этих территориях выступают как союзники. Это может выглядеть парадоксально, но множество источников подтверждают реальность таких взаимоотношений.
Американский фактор в любом случае обладает решающей ролью в расстановке сил в Юго-Восточной Европе: в американской глобальной стратегии политический ислам и фундаменталистские движения становятся желаемыми союзниками в борьбе против русских и других православных народов. В Мусульманско-хорватской федерации, например, за последние 5–6 лет было построено примерно 200 новых мечетей и планируется возвести ещё 150 мечетей, в основном на средства Саудовской Аравии. Венская газета «Стандарт» недавно опубликовала данные о том, что из Саудовской Аравии в Мусульманско-хорватскую федерацию поступил подарок – 2,5 млн. экземпляров Корана. Эта информация заставила местного римско-католического священника сделать вывод о том, что «сегодняшнее время мы можем сравнить с наступлением турок на Боснию».
Дробление и всеохватывающее опустошение Старой Сербии, начатое в середине XX века, в конце его перешло в свою заключительную фазу. Уничтожаются блестящие достижения средневековой цивилизации, великие завоевания сербского освободительного движения и почти все результаты Первой Балканской войны. «Третья Балканская война» за создание второго албанского государства ясно показала, насколько мощно за последние несколько десятилетий возродился дух реваншизма и исторического ревизионизма. Агрессия НАТО и бомбардировка Сербии и СР Югославии в 1999 году стали опорой для сепаратистско-террористического движения албанского меньшинства в лице так называемой АОК. Военное завоевание южного сербского края войсковыми частями НАТО и союзниками, изгнание на виду у так называемого международного сообщества примерно 250 000 православных сербов, второго по численности населения в крае, и даже албанцев, лояльных Сербии, и в конце концов провозглашение второго албанского государства на территории Сербии, на которой оставшиеся сербы, особенно южнее реки Ибр, превращены в современных рабов, – всё это вместе открыло совсем новую и полную неизвестности эпоху в истории сербов, всех Балкан и даже Европы.