или Добро надо делать красиво
В провинции к москвичам-пенсионерам относятся ревниво, а то и недолюбливают: вы-де заелись. Живёте, как в раю, и пенсии у вас выше, и льгот полно… Действительно, московские власти многое делают для своих ветеранов. В числе прочего создали чётко работающую систему бесплатного отдыха и лечения. С электронной очередью, оперативным взаимодействием социальных служб, медицинских учреждений и здравниц, с массовым охватом разных категорий нуждающихся. Кому-то показан Крым, а кому-то Центральный регион или только Подмосковье. Учитываются и состояние здоровья, и потребности. Есть свои очереди на поездки у участников войны, инвалидов, ветеранов…
Признаюсь, я сама часто пользуюсь льготными путёвками и благодарна за возможность с их помощью следить за своим здоровьем. Но накопившийся опыт породил множество вопросов, с которыми хотелось бы разобраться. Прежде всего по каким принципам, кому и как достаются госзаказы на обслуживание льготников? Через неоднократно дискредитировавшие себя аукционы? Кем этот процесс регулируется и контролируется? Попросту – кто и как следит за расходованием немалых выделяемых столичным бюджетом для своих стариков денег? По-моему, здесь есть основания для беспокойства.
Чтобы поехать ветеранам в Судак, в шикарную черноморскую здравницу, надо ждать 5–7 лет. Нечастая радость! Судак появился после воссоединения с Крымом взамен арендовавшегося столицей в болгарской Камчии (летом для детей, а весной и осенью для стариков) большого отеля. Туда поездку не забыть! Это был праздник. С экскурсиями в Бургас и Варну, с прекрасными вечерами-встречами, с безупречными рестораном и бассейном. Действительно, награда ветеранам за их многолетний честный труд!
Крым по красотам и климату Болгарии не уступит, а вот по приёму и условиям жизни дома непростительно хуже. Сразу же после нелёгкой дороги нас, ветеранов, встретила лестница высотой в сотню ступеней, по которой предстояло ежедневно, по нескольку раз вверх-вниз, вверх-вниз. Почему-то именно на этот «альпинистский» 2-й корпус столичные власти подписали договор с «заботливой» фирмой-посредником. Какой он, этот корпус, начальники не могли не знать, а ветеранов никто не предупредил, только на предотъездном собрании вскользь обмолвились о каком-то маленьком подъёме… Представляете, как ползали две недели по этой лестнице «осчастливленные» старики! С одышкой, с давлением, с клюшками… При том, что весь комплекс в марте-апреле-мае ещё пустовал, но зачем заботиться о приехавших? Пусть поживут в корпусе для скалолазов. И так сойдёт!
А как встретила нас администрация туристско-оздоровительного комплекса «Судак»?! Несколько сотен человек запустили в крошечное пространство у лифта. На два с половиной часа. Стула – ни одного, стен, чтобы прислониться, всем не хватило, ждали «торчком», когда распределят по номерам. Где-то я вычитала, что так стоят грешники в аду, тело к телу, тесня друг друга. Пожилые люди после тяжёлой дороги едва держались на ногах, сосали валидол, скандалили, теряли сознание и очень... раздражали старшего администратора комплекса Алию Аджиеву. Вместо того чтобы успокоить уставших клиентов, только грубила: «Тихо! Не мешайте работать! Замолчите!» Тем, кто обращался к ней с просьбами, доставались особенно плохие номера – одноместный для двоих. Только две кровати, для стола и стульев места уже не хватало.
Кстати, а кто придумал размещать стариков только в двухместных номерах? У одного бессонница, другой храпит или всю ночь бегает в туалет… А если кто-то попросту нуждается в уединении?
Конечно, наши российские старики всё сдюжат, ко всему привычны, радуются малому и на всё будут кричать: халва! халва! Наши старики уникальны! Зачем же вновь и вновь испытывать их долготерпение? Помогать – так помогать. Радовать – так радовать. А уж проявить элементарные заботу и внимание, просто улыбнуться при встрече, это даже денег не стоит.
Зато с них деньги вытягивают всюду и за всё. Справку в бассейн без осмотра – пожалуйста, за 300 рублей. Кино, экскурсии, даже по посёлку, тоже за деньги. Отдельный номер – 10 тысяч. Понимаю, санаторию надо зарабатывать, но ведь и отрабатывать полученные из московской казны деньги тоже надо. И – добросовестно.
Слишком часто я наблюдаю в получивших госзаказ санаториях разное отношение к тем, кто платит собственные наличные деньги, и тем, за кого платит бюджет. Пенсионеры, вроде бы как не люди, халявщики! В январе в Карачарове к приезду в санаторий пенсионеров-инвалидов многих сотрудников отправили в отпуск, не работала библиотека, были отменены некоторые процедуры. В «Аксаковских зорях» не вычистили, не посыпали песком занесённые снегом дорожки, спохватились только тогда, когда люди стали падать, ломать руки и ноги.
Котлеты без мяса… салат без заправки… борщ без томатов… каши без масла, один сорт рыбы – хек, мороженый-перемороженный стали в последнее время непременной особенностью санаторного стола для льготников. Да, в Судаке есть солидная медицинская база, но ветеранам ничего из её услуг не предложили. Даже лежаки, чтобы погреть косточки, не поставили, хотя погода в мае была летняя. Зачем? Пенсионеры – разве люди?!
Как же так произошло, что стало привычным нерачительно расходовать государственные деньги, доброе дело превращать в пустую формальность и в свою противоположность? В социальных службах не знают, как расходуются доверенные им государственные деньги? Нет, наверняка знают. Только с нашей группой в Судак ездили целых три работника: два менеджера и врач. Правда, я так и не поняла, зачем. Пересчитать людей в автобусе? И – всё?..