Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июня 2018 г.
  4. № 22 (6646) (06.06.2018)

Старообрядческий модерн

06 июня 2018
Отреставрированный особняк Александры Дерожинской, сейчас – резиденция посла Австралии

На новоселье здесь подавали суп-прентаньер и царский студень


Князь П.А. Кропоткин, учёный-географ и по совместительству теоретик анархизма, после смерти, как известно, «подарил» своё имя целому ряду старинных московских топонимов, а вдобавок – и станции метрополитена.

Ныне площади, улице и набережной возвращены их исторические названия. Кропоткинским остался лишь один переулок близ Остоженки, так как именно здесь родился в 1842 году Пётр Александрович.

Однако в его времена, да и прежде, переулок этот был известен как Штатный. С середины XV века на этом месте находились дворы «стадных» конюхов-табунщиков, обслуживавших государевы конюшни. А название слободы отразилось в дальнейшем в названии переулка: Стадный – Статный – Штатный.

С эпохи же Иоанна Грозного вдоль Пречистенской дороги возникают усадьбы бояр и военных, что и положило начало поселению знати в данном районе.

Владельцами домов по Статному переулку становятся такие известные и родовитые московские фамилии, как Толстые, Ржевские, Хитрово, Казариновы, Кошелевы. К концу XVIII столетия многие из них значительно увеличили усадебные территории, скупая прилегающие участки. Так поступил и гвардии полковник Александр Наумов. Как раз из его усадьбы и сформировалось современное владение № 13, о котором мы ведём нынче речь.

23-2-21.jpgВ одноэтажном деревянном наумовском доме в 1788–1789 годах останавливался поэт Г.Р. Державин, в 1828–1838 годах жила мемуаристка, «живая летопись всего XVIII столетия и половины XIX», Е.П. Янькова.

Пожар двенадцатого года практически полностью уничтожил застройку Пречистенки и Остоженки, но восстановленные жилые комплексы или так и оставшиеся «погорелыми» усадьбы сменили своих хозяев. На первый план вышла доходная функция, и неудивительно поэтому, что среди владельцев числились теперь фабриканты и промышленники.

В августе 1901-го тот самый участок под № 13 приобретается Александрой Ивановной Дерожинской, дочерью текстильного магната, потомственного почётного гражданина Ивана Ивановича Бутикова.

Заметим, что браки между купеческими семействами, тем более соседями, в ту пору были не редкостью, и шестнадцатилетнюю Сашу сосватали за П.П. Рябушинского. Но брак тот продлился недолго, и в 1901-м Александра Ивановна, даже не дожидаясь официального признания развода духовными властями, вторично вышла замуж за небогатого гвардейского офицера В.В. Дерожинского.   

Для новой семьи женщина решает возвести новый дом. Выбор места в общем-то не случаен – три поколения Бутиковых обитали на Остоженке, в 1-м Ушаковском (Коробейниковом) переулке.

Сломав все деревянные строения, Дерожинская заказывает проект особняка самому модному московскому архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю. Кстати, знакомству с ним и увлечению модерном она обязана первому супругу – Шехтель ведь много строил для семьи Рябушинских. Зодчий не только разработал общий проект, но и скрупулёзно продумал концепцию интерьеров: по его рисункам были изготовлены мебель, ткани, светильники, двери и наличники, бронзовая арматура.

Дом, по замыслу хозяйки, должен был стать не только «семейным гнездом», но и отвечать самым современным архитектурным веяниям и техническим достижениям, воплощать в себе комфорт и функциональность.    

Весь первый этаж отводился под частную и светскую жизнь, второй – исключительно под частную. Подвал использовался под служебные помещения. Огромное арочное окно на выступающей части здания и множество иных стеклянных элементов самой причудливой формы придавали его облику исключительное своеобразие.

Дом был наполнен самыми современным на тот момент инженерным системами: воздушное отопление, электрическое освещение, горячее водоснабжение, канализация и телефон.

К февралю 1903 года (в рекордные сроки) была закончена отделка особняка, и по случаю новоселья молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое.

23-3-21.jpgПосле смерти брата Степана, не имевшего детей, А.И. Дерожинская сосредоточила в руках весь семейный бизнес, после чего дела опять пошли в гору.

Интересно, что второй брак её, хотя и был заключён по любви, тоже распался, и Александра Ивановна вышла замуж в третий раз – за директора «Товарищества Зуевской мануфактуры» И.И. Зимина. Правда, женитьба на разведённой женщине в среде старообрядцев не одобрялась, однако приходилось терпеть: А.И. Зимина обладала значительным богатством, да и в обществе занимала высокое положение. При всём том она ухитрилась сохранить хорошие отношения с прежними супругами.

О судьбе Александры Ивановны после революции известно очень мало. Кто-то говорит, что она уехала с двумя сыновьями в Италию. Но вероятнее всего, она скончалась в Москве в болезни и нищете, поскольку семья не могла простить ей отступления от старообрядческих традиций.

А знаменитый особняк занимали последовательно различные советские учреждения, а затем дипломатические миссии. С 1959 года здесь размещается посольство Австралии.

По причине быстрой смены владельцев и отсутствия контроля за состоянием здания в первые десятилетия после революции часть интерьеров была безвозвратно утеряна.

А в последние годы XX века усилилась активность подземных вод и зыбких почв под зданием, что стало представлять угрозу разрушения уникального ансамбля.

Для спасения особняка Департаментом культурного наследия города Москвы и ГлавУпДК при МИД России, в ведении которого с середины ХХ века находится особняк, было принято решение провести комплексную реставрацию всего домовладения, что и было осуществлено в 2011–2013 годах.

«Основная задача, – отметил главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов, – стоявшая перед реставраторами и коллективом УпДК, состояла в максимальном сохранении дошедшего до нас комплекса, пред­отвращении разрушающих процессов, и в улучшении его эксплуатационных характеристик, включая обновление изношенных инженерных систем.

Прежде всего фундаменты, стены и перекрытия надёжно укрепили и защитили от проседания и воздействия грунтовых вод.

Снаружи кропотливой реставрации подверглись глазурованный облицовочный кирпич пяти различных цветовых вариаций, авторский лепной декор, включая женскую маску (Лорелею) над главным входом, а также стальная кровля и деревянная стропильная система под ней, никогда полностью не обновлявшаяся и имеющая крайне сложную форму.

Поистине огромный комплекс работ был проведён внутри.

Так, под многочисленными слоями краски была найдена и восстановлена настенная и потолочная живопись в столовой и кабинете хозяйки, о существовании которой свидетельствовали лишь архивные фото. Кроме того, решено было воссоздать неосуществлённые в своё время декоративные панно в гостиной по эскизам Виктора Борисова-Мусатова, хранящимся в Третьяковской галерее.

Вновь радуют глаз майоликовое обрамление камина столовой и расчищенный от загрязнений и красочных слоёв скульптурный портал камина гостиной – великолепные образцы нового стиля.

Сложнейшей операцией оказалось восстановление многоуровневого гипсового потолка с точечными светильниками (это начало прошлого века!).

Были восстановлены паркетные полы с авторским рисунком, уникальная встроенная мебель, стеновые панели, дверные и оконные заполнения.

В целом интерьеру была возвращена оригинальная цветовая гамма, подбору которой Фёдор Шехтель уделял значительное внимание во всех своих проектах.

Восстановлен, наконец, трёх­уровневый световой фонарь над главной лестницей и проведена реставрация оригинальной ограды вдоль переулка».


Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS