«Снова туда, где море огней…» – зазвучали знаменитые строки из бессмертной арии Мистера Икс в Московском театре оперетты. «Принцессы цирка» в репертуаре не было почти целый сезон, и вот совсем недавно зрители получили возможность увидеть любимый спектакль в новой редакции под названием «Мистер Икс». Возможно, премьера эта неслучайна: не так давно на экраны вышел художественный фильм «Георг», посвящённый знаменитому баритону Георгу Отсу – самому лучшему Мистеру Икс всех времён.
Режиссёр спектакля Инара Гулиева сдержанно, в классических канонах, попыталась привнести живую атмосферу в спектакль Имре Кальмана, отдав главные партии молодым артистам театра. Для некоторых из них это выступление стало дебютом на сцене Театра оперетты.
Не слишком оригинально начало спектакля: при закрытом занавесе появляется клоун (А. Бабенко), который с помощью хореографических кульбитов комментирует страдания главного героя. Задумка довольно избитая, и alter ego несчастного Мистера Икс порядком успеет поднадоесть зрителю за время спектакля. Хореографическое решение тоже весьма однообразно, и неплохой танцор Александр Бабенко не получил должной возможности себя проявить, не способствовал этому и его бесформенный костюм… По внешним данным идеально подходящий для главной партии Максим Коротков (для него это ответственный дебют) – высокий, брутальный, хорошо сложенный молодой человек – не сумел, однако, совладать с вокальными трудностями. Примадонна Елена Зайцева блистательно воплощала на сцене Теодору Вертье. В дуэте главных героев иногда был заметен перевес в пользу «принцессы цирка»: опыт и мастерство Елены Зайцевой, несомненно, помогали сглаживать некоторые шероховатости молодого и ещё неопытного Максима Короткова, который, надеемся, «распоётся» через несколько спектаклей.
Душка Тони Бонвиль (Александр Каминский) – очаровательный сыночек своей властной мамочки, попавший в непредсказуемый мир цирка. Дружная компания артистов, клоунов и жонглёров с радостью принимает непосредственного юношу в свою семью, а он, пытаясь освоить технику, трюки и фокусы, встречает ту единственную и неповторимую Мари ля Туш (Юлия Гончарова, ещё одна дебютантка). Запальчиво и с азартом несравненная Мари колотит тарелки к удовольствию публики, доказывая Каролине, что она вполне достойна её ненаглядного сыночка Тони. Дуэты Тони и Мари были исполнены с лёгкостью и юмором.
Динамика и цветовая гамма спектакля вполне отвечают требованиям современного зрителя: вместо традиционных трёх актов действие решается в двух. Костюмы выполнены в интенсивных цветовых тонах, что в классической постановке воспринимается неоднозначно.
Всеобщий восторг публики вызвал не лирический дуэт главных героев, а знаменитая сцена в ресторане «Зелёный попугай». Диалог и дуэт Каролины (Марина Коледова) и Пеликана (Александр Маркелов), ныне растасканный на цитаты («Что выросло, то выросло», «Курица свежая? Помилуйте, только что бегала…»), был сыгран на самом высоком уровне в лучших традициях жанра. Мастерство народных артистов было оценено публикой по достоинству.
То, что театр даёт шанс молодым артистам продемонстрировать свои возможности, таланты, сегодня очень значимо и достойно всяческого поощрения. Возобновление классического, не осовремененного, спектакля – дело хорошее и будет с благодарностью воспринято зрителями всех поколений.