Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Телеведение

Старый солдат

На поле критических боевых действий

03 ноября 2021

Денис Горелов. Державю. Россия в очерках и кинорецензиях.

– М.: Городец, 2021.



Я не страстный любитель кинематографа. К экрану приникал только в советском детстве, когда смотрел смертельную мотоциклетную круговерть японского шпиона Горелова под куполом цирка в начале фильма «Тайна двух океанов», или когда оплакивал гибель робота Джона в фильме «Планета бурь», или когда хохотал до упаду над кривляньями доброго клоуна Чарли Чаплина из довоенных фильмов (но это было уже в телевизоре, не на экране).

Сегодня я тоже кино смотрю не особо, но очень большой поклонник отдельных неординарных личностей, его, кинематографа, знатоков, критиков и пропагандистов. Михаила Трофименкова, например. Татьяны Москвиной. Или Дениса Горелова, о котором пишу сейчас.

Дело ведь не в том, что. Дело ведь в том, как.

Как изложена мысль, и есть ли она, мысль, которую пытается изложить автор статьи о кино или кинорецензии.

И ещё интонация.

В тексте любом, художественном, нехудожественном, интонация – это всё. Ну, может, не совсем всё, образовательная часть важна тоже. Но нет её, интонации, – текст чахнет, деревенеет. Есть она – начинает играть, светиться, видится лицо автора, такое, как у него в жизни. Читаешь, например, прозу Сергея Носова, питерского писателя, и видишь его хитрый смешок, запрятанный в седину бороды. Трофименкова когда слушаешь, замечаешь ехидный взгляд, направленный на слушателей-неофитов, которым что ни скажи, всё в новость.

Вот и у Дениса Горелова на коротком, сжатом пространстве его околокинематографических текстов (они у него намеренно сжатые) видится авторское лицо. Разное, меняющее оттенки, – придирчивое, но всегда по делу.

Денис Горелов – старый солдат на критическом поле боевых действий в кинематографе. Он знает, что значит тыл и его ресурсы, известно ему и о роли снабжения в условиях больших расстояний и перепада погоды на бескрайних просторах родины. Это я цитирую своими словами его статью из книги, которую рецензирую («цитирую» – «рецензирую», редактор вздрогнет), написанную к 200-летию наполеоновской агрессии.

Не знаю, как кому, – мне товарищ Горелов близок во многом. В этом хотя бы мнении (рецензия на фильм А. Кравчука «Союз спасения», 2019): «Союз спасения» уже на следующий день после премьеры был занесён в реестр преступлений путинского режима и эрнстовской пропаганды против свободомыслия и нонконформизма, ибо в завуалированной форме показывал нынешним якобинцам всю тщету их усилий, неясность целей, управленческую некомпетентность и бездарность вождей. Если признать, что постановка совершалась именно с этой целью, то ей нужно аплодировать стоя. Ибо трудно найти более подходящую рифму сегодняшней подростковой смуте, чем декабрьское выступление на Сенатской. В обоих случаях налицо полный поэтический кавардак в головах, нулевое представление о последствиях, чудовищное планирование и панское презрение к низшим сословиям, именем которых всё и творилось».

Денис отметил на презентации в Санкт-Петербурге, что западные сериалы хоть иногда и смотрит, но говорить о них не готов. Не потому, я думаю, не готов, что ему сказать нечего. А потому, что, наоборот, ему много есть что о них сказать, но лучше не дразнить бесов.

«Ну не моё», – сказал он примерно так.

В этом смысле – о связи с родиной – очень серьёзный посыл задан уже в подзаголовке книги «Россия в очерках и кинорецензиях». И даже в её названии «Державю», где дежавю – уже виденное, в переводе с французского, – намеренно сращено с державой.

Россия – это держава, от старого хорошего слова, означающего владычество и могущество.

 

P.S. Замечателен пограничный столб на обложке книги работы хорошего гатчинского художника Павла Лосева. Просто и кинематографично. Спасибо, Павел.

 

Тэги: Книжный ряд Александр Етоев
Обсудить в группе Telegram

Александр Етоев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS