Денис Горелов. Державю. Россия в очерках и кинорецензиях.
– М.: Городец, 2021.
Я не страстный любитель кинематографа. К экрану приникал только в советском детстве, когда смотрел смертельную мотоциклетную круговерть японского шпиона Горелова под куполом цирка в начале фильма «Тайна двух океанов», или когда оплакивал гибель робота Джона в фильме «Планета бурь», или когда хохотал до упаду над кривляньями доброго клоуна Чарли Чаплина из довоенных фильмов (но это было уже в телевизоре, не на экране).
Сегодня я тоже кино смотрю не особо, но очень большой поклонник отдельных неординарных личностей, его, кинематографа, знатоков, критиков и пропагандистов. Михаила Трофименкова, например. Татьяны Москвиной. Или Дениса Горелова, о котором пишу сейчас.
Дело ведь не в том, что. Дело ведь в том, как.
Как изложена мысль, и есть ли она, мысль, которую пытается изложить автор статьи о кино или кинорецензии.
И ещё интонация.
В тексте любом, художественном, нехудожественном, интонация – это всё. Ну, может, не совсем всё, образовательная часть важна тоже. Но нет её, интонации, – текст чахнет, деревенеет. Есть она – начинает играть, светиться, видится лицо автора, такое, как у него в жизни. Читаешь, например, прозу Сергея Носова, питерского писателя, и видишь его хитрый смешок, запрятанный в седину бороды. Трофименкова когда слушаешь, замечаешь ехидный взгляд, направленный на слушателей-неофитов, которым что ни скажи, всё в новость.
Вот и у Дениса Горелова на коротком, сжатом пространстве его околокинематографических текстов (они у него намеренно сжатые) видится авторское лицо. Разное, меняющее оттенки, – придирчивое, но всегда по делу.
Денис Горелов – старый солдат на критическом поле боевых действий в кинематографе. Он знает, что значит тыл и его ресурсы, известно ему и о роли снабжения в условиях больших расстояний и перепада погоды на бескрайних просторах родины. Это я цитирую своими словами его статью из книги, которую рецензирую («цитирую» – «рецензирую», редактор вздрогнет), написанную к 200-летию наполеоновской агрессии.
Не знаю, как кому, – мне товарищ Горелов близок во многом. В этом хотя бы мнении (рецензия на фильм А. Кравчука «Союз спасения», 2019): «Союз спасения» уже на следующий день после премьеры был занесён в реестр преступлений путинского режима и эрнстовской пропаганды против свободомыслия и нонконформизма, ибо в завуалированной форме показывал нынешним якобинцам всю тщету их усилий, неясность целей, управленческую некомпетентность и бездарность вождей. Если признать, что постановка совершалась именно с этой целью, то ей нужно аплодировать стоя. Ибо трудно найти более подходящую рифму сегодняшней подростковой смуте, чем декабрьское выступление на Сенатской. В обоих случаях налицо полный поэтический кавардак в головах, нулевое представление о последствиях, чудовищное планирование и панское презрение к низшим сословиям, именем которых всё и творилось».
Денис отметил на презентации в Санкт-Петербурге, что западные сериалы хоть иногда и смотрит, но говорить о них не готов. Не потому, я думаю, не готов, что ему сказать нечего. А потому, что, наоборот, ему много есть что о них сказать, но лучше не дразнить бесов.
«Ну не моё», – сказал он примерно так.
В этом смысле – о связи с родиной – очень серьёзный посыл задан уже в подзаголовке книги «Россия в очерках и кинорецензиях». И даже в её названии «Державю», где дежавю – уже виденное, в переводе с французского, – намеренно сращено с державой.
Россия – это держава, от старого хорошего слова, означающего владычество и могущество.
P.S. Замечателен пограничный столб на обложке книги работы хорошего гатчинского художника Павла Лосева. Просто и кинематографично. Спасибо, Павел.