Российская семья: социальный атлас. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 136 с.
Кому на Руси жить хорошо? Чтобы попытаться ответить на этот наш «вечный вопрос», по следам героев бессмертной поэмы Н. Некрасова отправились члены творческого коллектива Российского государственного социального университета под руководством ректора РГСУ В.И. Жукова. Чтобы провести свой «социологический опрос», некрасовские крестьяне пешком обходили деревни «Неелово, Горелово, Неурожайку тож», а к услугам современных учёных были новейшие компьютерные технологии. В итоге свет увидело любопытное издание – «Российская семья. Социальный атлас».
На страницах атласа как на ладони можно увидеть «линии жизни» отдельно взятого субъекта Федерации: покупательную способность населения, прожиточный минимум, процент бедных граждан, то есть тех, чьи доходы ниже величины этого прожиточного минимума. Здесь же – строительство нового жилья и количество уже имеющихся квадратных метров на человека, число женских консультаций и поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов. Можно узнать, каковы в области или крае общий прирост и убыль населения, ожидаемая продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности, браков и разводов. Дотошные исследователи подсчитали даже, сколько раз жители субъекта посетили театры, музеи, плавательные бассейны и спортивные залы.
Увы, внимательно изучая яркие «весёлые» графики, приходишь к невесёлым выводам. Например, о том, что в некоторых областях Центральной России доля тех, чей уровень жизни ниже прожиточного минимума, достигает трети населения, а в Ивановской области – и вовсе 47,6%. Продолжительность жизни везде, кроме Москвы и южных республик, не превышает 65–69 лет, да и в Москве она лишь чуть «зашкаливает» за отметку в 72 года. У жителей Республики Тыва вообще нет шансов отметить даже шестидесятилетний юбилей, поскольку они доживают лишь до 59 лет. Во многих субъектах число умерших чуть ли не в два раза превышает число родившихся. Правда, убыль населения в 2007 году кое-где несколько уменьшилась по сравнению с 2004 годом, но ещё не перешла черту, за которой начинается прирост.
Что касается института семьи, то тут в большинстве наших краёв и областей ситуация также неутешительная: количество зарегистрированных браков всего в два раза превышает число разводов. Большие семьи нынче не в почёте – среди молодых семей (оба супруга моложе 30 лет) всего по три-четыре на каждую область Центра и севера России имеют более четырёх детишек, остальные довольствуются одним или двумя малышами. Выручают опять же лишь республики юга, где таких семейств больше. Ну как заводить детей, если лишь меньше половины граждан – от 34 до 49% – уверены в завтрашнем дне, в среднем 40% не могут позволить себе покупать предметы длительного пользования, а примерно 20% с трудом наскребают деньги на питание и одежду! Можно только подивиться чувству ответственности наших граждан…
Издание готовилось к печати ещё в «докризисные» времена, поэтому некоторые данные потеряли актуальность. Интересно было бы вернуться к исследованиям через несколько лет и сравнить их с нынешними, не радужными, но всё-таки не такими уж катастрофичными. Не исключено, тогда атлас назовут «Статистикой несбывшихся надежд».