Во власть устремились крупные бизнесмены и безработные
, УЛЬЯНОВСК
Ах, как оживляется наше сермяжное бытие накануне пика демократического процесса – накануне его плодоношения!
Я имею в виду выборы во власть. Монблан, Эверест, Чёртов мост – какие высоты и перевалы предстоит взять, пройти, покорить соискателям вожделенных депутатских мандатов! Как много желающих! Как яростно и энергично рвутся они к заветной цели!
Конечно, припоминается и иное. Как приходили, скажем, ещё в древности к тому или иному достойному человеку утомлённые бестолковостью и бездеятельностью власти граждане и умоляли: «О, мудрый! Город в упадке! Прими и поправь дела!» А мудрый отвечал что-то вроде:
– Посмотрите-ка лучше, какую я вырастил капусту! Разве можно сменять её на какую-то там власть!
Но ныне совсем иные времена. От власти не отказываются. В неё лезут, рвутся, косяками прут. Напролом, ничем не брезгуя, никаких приёмов не стесняясь. «Хочу во власть!» – вот многоголосый клич, заполняющий пространство накануне выборов.
Взять тихий, вроде бы провинциально уравновешенный Ульяновск. На горизонте – выборы мэра и депутатов городской Думы. И что тут начинается!
Сперва действующие «избранники народа» берутся перекраивать устав города. Старый порядок, при котором градоначальник вёл все дела и за всё, по сути, отвечал, почему-то депутатов городского парламента не устраивает. «Надо поменять функции мэра!» Поменяли. И теперь будут избирать какого-то «зицпредседателя», который одновременно и Гордуму возглавит. И, в свою очередь, будет нанимать некоего «сити-менеджера» со стороны. Теперь он будет править, этот самый «сити»… А что уж он там направит, перед кем будет потом отчитываться, того никто не ведает. Наверное, есть кто-то, да кто ж его знает?
Следующий шаг – выборы новой Думы. Естественно, начинается сильное толкание «у входа в кандидаты». Политические партии выдвигают своих «засланцев». Появляются, натурально, и «самовыдвиженцы». Всё вроде бы идёт своим путём. Но уже через пару недель возникают многочисленные обращения в суды, пикетирования учреждений власти, письма к президенту с воплями: «Нарушается Закон о выборах!»
Но чем недовольны люди, как бы на равных условиях участвующие в избирательной кампании? Претензии традиционны. «Самовыдвиженцев» якобы отсеивают ещё на стадии регистрации. Представителей конкурентных партий «не пущают» на телеэкраны и в газеты. Предпочтение отдаётся кандидатам, выдвинутым «правящей партией»…
Насколько обоснованны эти сетования? В избирательной комиссии Ульяновска, естественно, заявляют, что никаких предпочтений никому не оказывается: «Из нескольких претензий кандидатов, обратившихся в суды, лишь одну претензию сочли обоснованной. Проявления административного ресурса тоже не зафиксированы…»
Прибыл в Ульяновск член Центризбиркома. Представители разных политических партий высказали свои претензии: и незаконный выпуск печатных изданий с агитационными материалами, и случаи давления на кандидатов со стороны органов внутренних дел, и большое количество отказов в регистрации самовыдвиженцев…
Представитель Москвы прокомментировал ситуацию так:
– Выборы – это всегда столкновение интересов. Все, конечно, должны действовать в рамках закона. Что касается вмешательства правоохранительных органов и вызовов кандидатов в милицию, то нам нужны конкретные факты. Если вы ими располагаете, подавайте официальные жалобы в Центризбирком. Следующий момент – распространение незаконной литературы. Вопросов много, но… Никто не может найти конкретных виновников. Самарское издательство, в котором якобы печатали газету, заявило, что данных работ оно не выполняло.
Что касается трудностей при регистрации самовыдвиженцев… Думается, что эта процедура обставлена избыточным количеством условий и действительно можно было бы снять многие из них. Но… Пока данная позиция не находит поддержки…
Вот и всё, что сказала Москва.
А между тем странности избирательного процесса нарастали. В одном из районов города у секретаря муниципальной избирательной комиссии украли ноутбук с базой данных по выборам.
Кто-то выпускает газеты, неизвестно кем финансируемые. Где-то некорректно обошлись с кандидатом…
Но всё это, успокаивают обывателя, не совсем существенно. «В целом избирательный процесс идёт в общероссийском демократическом русле».
Может быть, может быть… Но – странное дело! – какой из ульяновских телеканалов ни включай, на экранах мелькает всё одно и то же лицо кандидата от «правящей партии». Оно, правда, не позиционируется в качестве будущего градоначальника, оно просто внезапно и очень интенсивно стало озабочено городскими делами…
Остальные кандидаты во власть пребывают в закоулках телевизионного внимания.
Впрочем, они тоже не дремлют, не теряют драгоценное время зря. Почтовые ящики ульяновцев забиты бумажной макулатурой с самыми несбыточными посулами соискателей, воспевающими некие мифические достоинства будущих слуг народа. Они же маячат – отпихивая друг друга – у одной и той же хоккейной площадки, в кои веки залитой во дворе какого-то дома. Они же лезут в затопленные фекалиями подвалы, обещая всё откачать и отремонтировать. Они же колупают вместе с впавшими в отчаяние жильцами давно прогнившие стены аварийных домов, обещая переселить их обитателей куда-то в райские кущи. А переселять-то бедолаг некуда, у города Ульяновска практически нет резервного жилого фонда…
Обещания. Отпихивания. Оболванивания. Короче, сплошные ООО. Народ нарёк их так: «Обещалкины с ограниченной ответственностью».
Так лезут во власть. Однако очень любопытно взглянуть и на то, кто это делает.
Красноречивая статистика. Депутатских мест в городской думе Ульяновска всего тридцать пять. А желающих туда попасть – около ста пятидесяти человек. То бишь пять претендентов на место. И кто же они?
Я подсчитал – картина получилась любопытной. Удивило, что среди ста пятидесяти соискателей оказалось более пятидесяти представителей бизнеса. Каждый третий, алкающий депутатского мандата, – бизнесмен. И это не просто, скажем, представители многострадального малого или среднего бизнеса, а владельцы холдингов, крупных фирм, корпораций. То есть люди отнюдь не бедные, вполне обеспеченные.
Другая довольно большая социальная группа кандидатов тоже очень удивляет. Целых два десятка безработных! Откуда взялись? Что подвигает их искать не просто работу, а весьма ответственную работу?! Пожелали позаседать в городском парламенте также пятеро студентов. Молодые, говорят, чувствуют конъюнктуру.
Понятно, что шансы этих людей быть избранными – в сравнении с могучей группировкой бизнесменов – весьма невелики. Ну разве можно сравнить «потенциал прохождения», скажем, проректора одного из вузов, руководителя серьёзной областной организации, на которого «работает» весь подчинённый коллектив, с шансами его «временно не работающего» соперника?
Сия картина может означать только одно: во власть ныне реально рвётся бизнес. Крутые «денежные мешки» желают править городом.
Неужели они вняли призывам высшей власти и решили озаботиться не только собственными прибылями, но и социальными проблемами российских граждан?
Я бы рад так думать – если бы не одно «но». Оно, это самое «но», нынешние тенденции политической жизни, на мой взгляд, достаточно красноречиво отражает.
Имею в виду увеличение числа сверхбогатых людей в России в прошлом, кризисном году. Как так? Год был тяжелейший, экономика падала, народ беднел, а владельцы крупного бизнеса продолжали сильно богатеть. Откуда капиталы? Да понятно же: государство спасало акул неокапитализма! За счёт бюджета – то бишь за счёт наших налогов. То есть мы с вами их и спасали и сделали ещё более богатыми.
И стремление крупного капитала во власть может означать только одно: процесс обогащения одних за счёт других будет продолжаться и далее. Верить в это, честно говоря, не хотелось бы. Но… Глобального изменения политического климата пока явно не предвидится. Во всяком случае, у нас в провинции.