В 800-летней истории Лувра наступает эпоха «Нового Ренессанса», об открытии которой объявил Эмманюэль Макрон. Выступая в главном музее страны перед портретом «Джоконды», президент широкими мазками наметил основные контуры амбициозного проекта, который предполагает радикальное обновление как самого музея с новыми выставочными пространствами, так и всего прилегающего к нему квартала с садами Тюильри и Карусель и набережными, создание пешеходных оазисов и их озеленения.
Как тут не вспомнить поэта: «Мосты чугунные чрез воды шагнут широкою дугой, раздвинем горы, под водой пророем дерзостные своды…» Правда, миссия нынешнего президента облегчается тем, что мосты через Сену давно шагнули, а горы на ее берегах раздвигать не надо. Но Лувр и окрестности нуждаются в безотлагательной реновации, а не только в чистке фасадов и в перетасовке шедевров.
Кузьма Иванович попал в Лувр
Исключительное место в обновленной диспозиции займет великая «Джоконда», она же Мона Лиза. Для самой известной в мире картины возведут специальный зал, в котором ее выставят отдельно от остальной коллекции.
В программе «Нового Ренессанса» французский президент объявил и о «чрезвычайно важном этапе в истории Лувра» - открытии в 2027 году нового отдела византийского и восточнохристианского искусства.
С помощью нового отдела, пишет издание « The Art Newspaper Russia », Лувр намерен популяризировать эту область искусствознания. Его фонды включают около 20 тысяч экспонатов и охватывают огромные территории от Ближнего Востока и Эфиопии до России, Кавказа, Балкан и Греции.
Добавлю, что это собрание продолжает пополняться – недавно на парижском аукционе приобретен трехстворчатый складень, выполненный серебряных дел мастером Кузьмой Ивановичем Коновым (1876 -1952), уроженцем деревушки Пурсовки Калужской губернии, по заказу семьи императора Николая II, а также русская икона XVI века.
Триггером обновления явилась сама "Джоконда". Ее загадочный портрет, который находится в раме с пуленепробиваемым стеклом, собирает толпы посетителей, которые вносят сумятицу в работу самого большого музея в мире.
Музейные работники подсчитали, что 80 процентов из примерно восьми - десяти миллионов ежегодных посетителей, идут в Лувр только для того, чтобы посмотреть Джоконду и увековечить себя в ее компании. За лесом поднятых рук со смартфонами Мону Лизу не видно, сожалеет директор музея Лоранс де Кар.
Но даже если популярность "Джоконды" затрудняет посещение Лувра, эти относительные неудобства сторицей компенсируют баснословные доходы, которые генерирует в музейных стенах ее портрет, превратившийся в неиссякаемую cash machine.
«Компромат» на Мона Лизу
В разных изданиях появляется «компромат» на Мону Лизу. Обнародовали данные опроса, согласно которому именно «Джоконда» оказалась шедевром, который вызвал у публики наибольшее разочарование и фрустрацию.
Кроме того, сами луврские эксперты в конце концов увидели, что выбор места для «Джоконды» оказался крайне неудачным. Так, Венсен Дельевен, который выступал куратором юбилейной выставки Леонардо да Винчи, признал, что Мона Лиза из-за плохой развески похожа на «почтовую марку».
В докладе дирекции Лувра перечислены его болевые точки: аварийное состояние дворца и необходимость капитального ремонта, протечки (сам видел в одном из залов ведро, в которое со стеклянной крыши капала вода, – Ю.К.), температурные перепады, губительные для произведений искусства, неуправляемый поток посетителей. Наконец, отсутствие мест отдыха, где туристы могли бы перевести дыхание или даже вздремнуть – как в парижском Фонде Луи Вюитон или в лондонской галерее «Тейт».
И хотя до сих пор не завершен проект «Большой Лувр», начатый четыре десятилетия назад, Макрон запустил «Новый Ренессанс» (президент не равнодушен к этому слову – не так давно он переименовал свою партию «Вперед, Республика!» опять- таки в «Ренессанс»).
Один из эффектных пунктов «Нового Ренессанса» – создание парадного входа в музей с площади напротив церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, набат которой положил начало резне гугенотов в Варфоломеевскую ночь 1572 года.
Для «Джоконды» создадут отдельный зал, в котором изолируют ее от остальных картин. На рандеву с творением Леонардо придется покупать отдельный билет. Наконец, с 22 до 30 евро подорожает вход для туристов в Лувр из стран, не входящих в Евросоюз.
«Цель проекта – превращение Лувра в эпицентр французской истории искусств», - подчеркивает президент. Не забыта и его педагогическая составляющая: ежегодное число школьников, которые пройдут через луврские университеты, возрастет вдвое - до 900 тысяч. Во время презентации «Нового Ренессанса» Макрон процитировал Поля Сезанна, назвавшего Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», и выразил надежду, что сюда придут за знаниями «другие Сезанны».
Наконец, Макрон выступил против ограничения ежедневного потока посетителей 30 тысячами человек, установленного теперешним директором музея: «Лувр может существовать только в условиях расширения и обновления самого дворца и его экспозиции».
Экономика не станет экономной
С наступлением «Нового Ренессанса» ежегодная посещаемость Лувра предположительно возрастет до 12 миллионов человек, из которых 80 процентов - иностранцы. Возрастут и музейные доходы. Реставрационные труды предположительно завершатся к 2031 году.
Благодаря новому проекту, подчеркивают политологи, сам глава государства рассчитывает вписать свое имя в историю - если не Франции, то ее знаковых достопримечательностей – Нотр-Дама и Лувра.
Как всегда, при всех радикальных новациях – от политики и экономики до искусства - общественное мнение разделится на сторонников и противников. Полемика обещает быть жаркой и затяжной. Так было и при возведении стеклянной пирамиды Лувра в 1989 году, которую Лоран де Кар еще недавно насмешливо называла «теплицей».
Первые копья уже ломают и вокруг «Нового Ренессанса». Его противники считают несвоевременной такую затратную перестройку музея. В условиях острейшего кризиса, переживаемого Францией, от главы государства требуют заняться неотложными проблемами страны, а не «играми с Джокондой». Госбюджет до сих пор не утвержден, а правительству предстоит срочно урезать бюджет на 60 миллиардов евро и уменьшить колоссальную внешнюю задолженность Франции в три тысячи миллиардов евро. Это понимает и сам глава государства, который полгода назад в одночасье утратил контроль над парламентом и над правительством.
«Грации для нации»
В результате популярность Макрона рухнула до рекордно низкой для него отметки в 21 процент (ниже из президентов с 13 процентами опускался только его предшественник Франсуа Олланд). Да и в случае успеха «Новый Ренессанс» не принесет ему желанных лавров – к тому же президентский мандат Макрона закончится через два года.
«Новый Ренессанс» обойдется в 500 - 800 миллионов евро – примерно столько же стоила реставрация Нотр-Дама, который частично возродили из пепла. Но луврский резонанс - «за те же деньги» - окажется несоизмеримо меньше - тем более, что 60 процентов французов, по словам экс-главы Лувра Жан-Люка Мартинеса, «в музеи не ходят».
Президент рассчитывает на щедрость меценатов и, в первую очередь, американских, японских, ближневосточных шейхов, а также на активный вклад в фандрайзинг своих соотечественников – от миллиардеров до пенсионеров.
Так, для приобретение полотна Лукаса Кранаха «Три грации», Лувр несколько лет назад быстро собрал необходимые 4 миллионов евро. Обращаясь к французам, музей умело играл на их патриотических струнах: «Такой шедевр должен стать общественным достоянием. Спасем «Три грации» для нашей нации! Подарим их Лувру! Будем все меценатами!» Средний взнос рядового француза в музейную копилку был невелик – немногим более сотни евро.
Юрий Коваленко, собкор "ЛГ", Париж
В ТЕМУ
Самыми памятными событиями в истории отношений Лувра с российскими музеями в нынешнем столетии стали грандиозные выставки в Париже «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра Первого» и «Контрапункт: русское современное искусство». Они прошли с огромным успехом во время Перекрестного 2010 года России и Франции.
Это было время, когда тогдашний директор Лувра Анри Луаретт ратовал за активное развитие музейных связей с Россией. Он участвовал в переговорах с нашими предпринимателями, которые предлагали помочь в создании русского отдела музея – с тех пор они отложены до лучших времен.
Сегодня в постоянной экспозиции Лувра, не считая икон, пока осталась одна русская картина. Правда, и раньше наша живопись была там скупо представлена - примерно пятью работами Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Щедрина. Но в последние годы обмены Лувра с нашими культурными институциями, к сожалению, вообще сошли на нет.