Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Стезёю строгого ученья

01 января 2007

ЖУРНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Каждый человек в своей жизни проходит пору ученичества, которая во многом и определяет его будущую судьбу. Наши взлёты и падения, радость открытий и горечь непоправимых ошибок – всё оттуда, из стен alma mater. Умение держать удар, тяга к познанию мира и стремление найти себя в этом мире – всё от них, от наших учителей. Сегодня в искусстве, в изобразительном, возможно, даже более, чем в любом ином, всё явственнее прослеживается тенденция дискредитации последовательного разностороннего фундаментального образования, самого понятия «школа». Так что для журнала «Русское искусство» обращение к традициям художественного образования (этой теме посвящён второй номер этого года) – шаг вполне закономерный.

Императорская академия художеств, Суриковский институт, Российская академия живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, Санкт-Петербургская рисовальная школа (ныне Художественное училище им. Рериха) – история прославленных учебных заведений проходит буквально через каждый материал, независимо от того, обстоятельный ли это очерк, интервью с ректором или статья, посвящённая педагогическому опыту выдающихся русских художников – Венецианова, Куинджи, Пластова.

Бунт против «школы» — отнюдь не изобретение нашего века. И веку XX эти лавры не по чину. Как только система преподавания начинала бронзоветь, игнорируя требования времени, превращаться в памятник самой себе, способный расплющить творческую личность в плоскость послушной и управляемой посредственности, непременно появлялись люди, готовые бороться с этой системой всеми доступными им способами. Беда академической школы не в том, что она якобы вбивает в голову молодому поколению «устаревшие» правила и приёмы, «замшелые» взгляды на искусство. Над приёмами как раз время не властно. В догму их превращают наставники, которым легче проповедовать раз и навсегда предписанные правила, нежели преобразовывать их в соответствии с ходом времени, легче стёсывать со своих учеников всё «лишнее», то есть не вписывающееся в догму, чем помогать им проявить заложенное в них Богом или природой. А истинный художник никогда не позволит себе посягательства на божью искру в своём ученике. Об этом на страницах журнала говорят Илья Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества, и Анатолий Бичуков, ректор МГАХИ им. Сурикова. Об этом же статья Светланы Степановой «Трудная стезя строгого учения» и очерк о женском художественном образовании в России Елены Антоновой-Боровской.

Даже материалы сугубо научные выдержаны в этом векторе. Исследование Натальи Бартельс «Натурные штудии в собрании музея Российской академии живописи, ваяния и зодчества» не только знакомит читателя с коллекцией, которая пока мало знакома не только широкому зрителю, но и многим профессионалам. Автор открывает удивительное в привычном. В академических учебных материалах, где по определению школа превалирует над вдохновением, можно увидеть не только «дидактический материал», но и уловить энергетику, без которой невозможна передача мастерства от педагога к ученику.

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS