Изначально акция «ЛГ», которая планировалась задолго до 24 февраля, не предполагала политического звучания. Скорее, как в былые времена в других городах, встреча с местной общественностью, читателями и литераторами обещала стать если не салонным, то достаточно отвлечённым от «новостной повестки» событием. История распорядилась иначе.
Поэтов, приехавших в Калугу в команде «ЛГ», представили местной публике как москвичей, и Анне Ревякиной, предваряя выступление, пришлось обозначить, что она из Донецка. Стихи о войне на Донбассе прозвучали в областной научной библиотеке им. Белинского, стихотворение «Мариуполь» «ЛГ» опубликует в одном из следующих номеров – его слушали с особым чувством.
На встрече в Калужском государственном университете «ЛГ» представила новый проект – премию «Гипертекст» имени Александра Чаковского. Поэты читали стихи: Максим Замшев – лирику, Александр Чистяков – остросоциальные, Мария Ватутина – философские… Поэтам задавали вопросы о природе творчества, просили профессиональных советов, не обошли и тему спецоперации, правда, с некоторой опаской. Один из студентов сбивчиво, с эвфемизмами, поинтересовался: а вы-то что, собственно, думаете о происходящем в стране? (На обратном пути даже возник спор, когда ехали в машине в сторону Москвы и обсуждали, а чего, собственно, хотел этот парень? Утвердиться в собственных патриотических воззрениях? Обозначить фронду?..) Ответили ему по очереди все присутствующие на вечере поэты, каждый в своём ключе, но со всей определённостью, чтобы не возникало иллюзий, будто в столицах литераторы только и заняты тем, чтобы бороться с режимом и размещать на аватарках жёлто-голубые флаги.
Анна Ревякина
Три дня в Калуге оказались насыщенными. На круглом столе проекта «Настоящее прошлое» говорили о 300-летии Российской империи; о Петровских реформах рассказали калужские историки Виталий Бессонов и Майя Добычина. В Доме-музее Циолковского прошёл круглый стол «Космос – история великой мечты». В Тарусе – поэтический марафон, где выступили местные и московские поэты. И везде так или иначе звучала тема войны.
На фоне спецоперации, висящей в воздухе тревоги, на фоне военной лексики в соцсетях, на ТВ и в повседневных разговорах всё воспринималось по-другому: и стихи самых безобидных жанров, и общение со студентами-филологами, и даже тарусские памятники над Окой – Цветаевой, Ахмадулиной, Паустовскому…
Соб. инф.