«Что такое большой стиль? Это стиль переломной эпохи», – эти слова кандидата культурологии Нины Ягодинцевой – лучший эпиграф к рассказу об одном из значимых событий в современной литературной жизни России, Всероссийской научно-практической конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль», которая проходила 5-8 сентября 2024 года в Москве и подмосковных Химках.
Действительно, сегодняшний день ставит вопросы, которые ещё несколько лет назад (кажется – только вчера) многие из нас и не думали всерьёз себе задавать. Всевозможные литературные игры «в бисер», в «дегуманизацию», «усталость культуры» и «смерть искусства» оказались роскошью мирного времени. Сегодня родной словесности предстоит либо занять то высокое место в общественной жизни, которое принадлежит ей по историческому праву, – либо признать свою несостоятельность.
Эпоха больших потрясений требует разговора о большом стиле, который, по М. Бахтину, «есть стиль прежде всего самого видения мира и уже затем обработки материала».
И разговор этот – полный горячих споров и больших надежд – состоялся.
События конференции проходили на площадках Московской международной книжной ярмарки, Института мировой литературы РАН имени А.М. Горького, Московского государственного института культуры и Литературного института имени А.М. Горького. Конференция состоялась в рамках Национальной литературной премии «Слово», учредителями которой являются Союз писателей России и Российский книжный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Впервые за последние тридцать лет более 100 литературных критиков и литературоведов собрались, чтобы обсудить современный литературный процесс и выделить наиболее значительные тенденции и имена. В «Большом стиле» приняли участие представители более 20 вузов страны, а экспертами конференции выступили известные учёные, критики и педагоги: Вячеслав Лютый, Анна Жучкова, Алексей Татаринов, Михаил Хлебников, Михаил Гундарин, Анатолий Андреев, Вячеслав Куприянов, Михаил Голубков, Юрий Козлов, Сергей Арутюнов и другие.
Каждый специалист имеет уникальный взгляд на современный литпроцесс, но в полифонии высказываний (воспользуемся снова термином М. Бахтина) чётко прослеживаются общие мысли, общие вопросы и чаяния, выделить которые представляется важным.
Прежде всего, критики сходятся в том, что суровые события последних лет поставили русское литературное сообщество перед необходимостью кардинальных перемен.
«Уже достаточно много лет новейшая литература воспринимается как аутсайдер в пространстве разнообразных удовольствий, – констатирует Алексей Татаринов, историк литературы, литературный критик, доктор филологических наук, профессор Кубанского государственного университета.
Схожим образом обрисовывает ситуацию алтайский писатель, журналист и педагог Михаил Гундарин: «Кризис письменной культуры серьезно ударил по популярности чтения. Россия, как часто бывало в нашей истории, перепрыгнула через несколько этапов и оказалась впереди всех стран по дороге в некий «цифровой рай» (или, как полагают многие, в «цифровую преисподнюю»). В итоге «самая читающая» потеряла тиражи, потеряла интерес к чтению – общественный вес и значение литературы и литераторов, соответственно, потеряны тоже.
Критики ни в коей мере не склонны видеть себя жертвами печальных литературных реалий, которым история не «выдала» ни гениев уровня Толстого, ни массового читателя. Участники «Большого стиля» не только берут на себя ответственность за формирование будущего облика русской литературы, но и видят потенциал в её настоящем.
Вячеслав Лютый –литературный и театральный критик отмечает: «Большие творческие работы теперь отодвинуты в зону тени и специального читательского интереса.
Для доцента РУДН Анны Жучковой – критика, литературоведа, кандидата филологических наук – критическая деятельность является не менее творческой, чем работа прозаика и поэта, и даже более близка к поэзии.
«Если снова хотим живую литературу, нужна яркая и живая критика, – убеждена Жучкова. – Свободная критика легко разрушает колониальную систему управления литературой (выстроенную через премии, тренды, монополию в издательской сфере), поэтому последние годы нам и твердили: «критики у нас нет», поэтому и подменяли литературных критиков агентами книжных продаж».
О ключевой роли критики в литературном процессе говорит и доктор филологических наук, культуролог, писатель и критик Анатолий Андреев:
«Существует особый «литературный институт», который специализируется на том, чтобы рассматривать стиль в контексте ценностей. Называется он – литературная критика. Нет критики – забудьте о литературе как о феномене культуры. Критика не просто анализирует произведение (это миф); она именно вписывает произведение в контекст вечных и актуальных смыслов».
Таким образом, мы снова возвращаемся к формулировке Бахтина, связующей понятие большого стиля с «видением мира», а стало быть, с ценностной шкалой.
«Творчество требует всей личности, – утверждает Екатерина Огарёва – писатель, поэт, кандидат психологических наук. – Оно требует опыта жизни, высокого уровня общей культуры, убеждений, способностей, воли, готовности к контакту, сопричастности чему-то большему, более значимому, чем ты сам».
Как видим, контуры основных проблем обрисованы чётко, но - «куда ж нам плыть»? Как вернуть отечественной литературе былую значимость и величие? Способна ли она ещё рождать шедевры уровня «Тихого Дона»? Как вернуть литературной критике её былой авторитет, её смыслообразующую роль?
Вопросов всё ещё очень много.
Большая дискуссия о современных литературных тенденциях, состоявшаяся в ходе «Большого стиля», достойна отдельного материала. Эксперты назвали имена современных авторов, чьё творчество, по их мнению, отвечает высоким требованиям большого стиля. Начался долгожданный разговор о создании учебника по современной русской литературе, которая в большинстве вузовских программ всё ещё представлена произведениями тридцатилетней давности.