Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Stilius fantasticus

01 января 2007

АБОНЕМЕНТЫ СЕЗОНА 2007–2008

(№52)

Международный органный фестиваль

Органный абонемент в Концертном зале имени П.И. Чайковского посвящён определённому направлению в музыкальном искусстве эпохи позднего Ренессанса и раннего барокко, получившему название stilius fantasticus. Его представителями были в Италии – Джироламо Фрескобальди, в Германии – Дитрих Букстехуде, Николас Брунс и И.С. Бах в раннем периоде творчества. Стиль характеризуется необыкновенной свободой исполнения. Выдающийся теоретик музыки XVIII века Иоганн Маттесон писал о нём: «Душа исполнителя не связана никакими рамками, он импровизирует за инструментом, не подчиняясь никаким законам записи музыкального текста». В Италии эта манера игры называлась ex-tempore, что можно интерпретировать как «вольное исполнение». Фрескобальди в преамбулах к изданиям своих сочинений пишет: «Токкаты следует исполнять, не будучи заложником тактовой черты, так, как это делают мадригалисты согласно духу исполняемой музыки».
Это направление наложило значительный отпечаток на дальнейшее развитие музыки. В России оно ещё никогда не было представлено как некий стиль, который заслуживает специального внимания. Это новое начинание Московской филармонии позволит слушателям расширить свои представления об органе, поскольку именно этот музыкальный инструмент был основным носителем stilius fantasticus, а сами композиторы были одновременно исполнителями-органистами (или клавесинистами).
Инициатором фестиваля является один из наиболее ярких представителей современной российской органной школы, вице-президент Ассоциации органистов СССР (1987–1991), президент Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994), официальный представитель Британского королевского колледжа органистов в странах Восточной Европы (с 1999), почётный член ряда зарубежных музыкальных обществ, основатель и руководитель органного класса РАМ имени Гнесиных, солист Московской филармонии, заслуженный артист России Александр Фисейский. В концертах абонемента принимают участие выдающиеся исполнители: Юрген Эссель (Германия), Николас Кинастон (Великобритания) и Ханс-Ола Эрикссон (Швеция).

Юрген Эссель – композитор и органист, профессор Высшей школы музыки Штутгардта с 2003 года (до того преподавал в Любеке). Выпускник Венской академии музыки (класс М. Радулеску), органист также учился игре на органе в Штутгардте (Германия) и импровизации в Бордо (Франция). Концерты Ю. Эсселя проходят во многих странах Европы. Музыкант впервые выступит в России.

Имя Николаса Кинастона известно во всём мире благодаря его сольной концертной карьере, многочисленным записям и мастер-классам. Многие из его записей были отмечены наградами – английской Critic’s Choice, немецкими Schallplattenkritik и Schallplattenpreise. Уроженец Девона, Николас Кинастон в 15 лет отправился в Италию учиться игре на органе у Ф. Джермани, затем продолжил обучение на родине у Р. Даунса, стал органистом Вестминстерского собора в 19 лет и вскоре дал свой первый сольный концерт в Лондонском Королевском фестивал-холле. К 1971 году его записи были выпущены фирмами Phillips, HMV, Decca. Запись для CFP была награждена премией EMI как лидер продаж – 100 000 экземпляров за 12 месяцев. В последующую четверть века записи Кинастона оставались бестселлерами и сегодня пользуются не меньшим успехом: новый компакт-диск произведений И.С. Баха был назван MTA «Лучшей сольной инструментальной записью года».
На протяжении многих лет органист выступает в США и с 1966 года ежегодно даёт концерты в Германии. Он также выступает в Италии, Западной Индии. В 1965 году Кинастон впервые побывал в Греции и в 1995 стал органистом Афинского концертного зала (Мегарон), где он регулярно выступает с сольными концертами и в сотрудничестве с ведущими греческими музыкантами. Там же он организовал и блестяще провёл два органных фестиваля в 1997 и 1999 годах.
Николас Кинастон – почётный член Королевского колледжа органистов и в прошлом – президент Ассоциации органистов. Он регулярно, на протяжении многих лет, преподавал в Кембридже и основал органную школу в Афинском концертном зале, первую в Афинах. Он был консультантом при строительстве новых органов в Бате и аббатстве Тьюсбери, где исполнил инаугурационные концерты. Органист также был консультантом при строительстве новых органов в Рэгби Скул и Концертном зале Г.Ф. Генделя в Халле, открывшемся осенью 2000 года.

Ханс-Ола Эрикссон – композитор и органист, специализирующийся в области современной органной музыки. Родился в 1958 году в Стокгольме, учился композиции у Клауса Хубера, Брайана Фернихуфа и Луиджи Ноно, игре на органе – у Оливье Мессиана. Неудивительно, что органист широко известен как интерпретатор музыки Мессиана, Эрикссон записал полное собрание его сочинений для органа на лейбле BIS.
В 1989 году он стал профессором Шведского национального музыкального колледжа в Питеа. Концерты Х.-О. Эрикссона проходили во многих странах Европы, Японии, США и Канаде. Органист осуществил ряд записей органной музыки Кейджа, Лигети и собственных сочинений для органа. Он был избран приглашённым профессором в консерваториях Риги, Копенгагена, Хельсинки и Амстердама, проводил лекции и участвовал во многих органных фестивалях и академических симпозиумах по всему миру, пропагандируя современную музыку и искусство её правильного восприятия. В 1996 году Эрикссон стал постоянным приглашённым профессором Высшей школы музыки Кюнсте в Бремене (Германия). В 1999 году награждён премией Шведского композиторского общества и в 2000-м стал членом Шведской королевской академии музыки. С 2001 года он является главным приглашённым органистом Органного фестиваля в Лахти (Финляндия). Х.-О. Эрикссон на протяжении многих лет активно участвует в проектах реставрации органов.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS