Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Стирая пыль забвенья...

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Среди разнообразных записей, составивших новую книгу Даниила Гранина Листопад» («Звезда», 2008, № 1–2), есть такая: «Под окном росла старая акация… Все ветви были унизаны бурыми комочками, похожими на осенние листья. Это были воробьи… хор птичьих голосов то сплетался… в единую песню, то распадался на отдельные партии, слышны были солисты».
Что-то похожее можно сказать и о самой этой гранинской прозе. В ней немало того, что, будучи разбросано по отдельным страницам, тем не менее «сплетается в единую песню». Например, о пережитом на войне. Тема, «заявленная с самого начала. С пронзительного воспоминания о последней встрече со вскоре погибшим другом, возникает вновь и вновь в упрямом стремлении воскресить, запечатлеть лица и судьбы ушедших». «…Стало обидно, что нигде, ни на заводе, ни в районе, ничего не останется о нём», – о товарище по ленинградскому ополчению, Саше Ермолаеве, который «до конца, до последних дней своих оставался комиссаром в самом лучшем смысле этого слова», как пишет Гранин, не чураясь «немодного» нынче слова.
Воскресить – вопреки усердной «работе» забвения, равнодушия, казённого обезличивания, скрадывания «чудовищной, немыслимой» цены, заплаченной народом за победу, и многолетнего вымарывания из истории тяжких, трагических событий – вместе с их участниками и жертвами («Зачем показывать страдание?» – говорил один из партийных «вождей» про сценарий о блокаде).
Столь же часто и последовательно обращается писатель к драматическим судьбам людей науки и искусства. Подчас досказывает что-то о своих прежних героях – «зубре» Тимофееве-Ресовском и «странном» Любишеве, порой опять-таки воскрешает забытые имена. Характерен заголовок одной такой записи – «Стирая пыль» (о литераторе 20–30-х годов Василии Андрееве).
Если об участи своего коллеги и друга Геннадия Гора, которого в годы террора как-то упустили органы, но страх не упустил, и у которого, если воспользоваться его собственными стихами, «голос утренний угас», Гранин пишет с сердечной болью, то генетиком И.А. Рапопортом, «дважды героем, сперва на фронте (где храбро вёл себя и Гор. – А.Т.), а потом… в сражениях с Лысенко», писатель откровенно любуется.
«Таких было немного, но они были», – с гордостью говорит он, вспоминая поступки академиков Павлова, Капицы, Орбели, непримиримое письмо пианистки Юдиной Сталину и причитание Леонида Борисова над гробом Зощенко: «…Прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»
По этому высочайшему счёту поверяет автор книги самого себя. Рассказывая о трусливо-скомканном прощании с Ольгой Берггольц, не утаивает, что «в своём слове ничего не сказал» о всём трагизме её судьбы и только потом «заподозрил себя: может, всё же убоялся?..» И с такой же беспощадностью размышляет о том, что «сам хороший пример» долголетнего усвоения предписанных «свыше» истин, что страхи, преследовавшие Гора, напоминают его собственные, что «прожил двадцать с лишним лет оболваненным, дурнем, соучастником системы лжи, самообмана».
Дорогого стоят некоторые «частные» сюжеты и эпизодические персонажи книги. Хотя бы скромный муниципальный смотритель, который с чисто швейковской хитрецой уберёг памятник первому чешскому президенту Масарику сначала от гитлеровцев, а затем от последующих перемен политической погоды:
«…Дубчека сняли и следом за ним команда Масарика тоже снять… И вот я уже на пенсии, вызвали меня: ставить надо Масарика обратно, где Масарик? Я на склад, вытащили его, бедолагу, – и назад. А Готвальд стоит. Готвальда сняли, хотели в лом железный, я говорю: пусть полежит на складе».
Книга многотемна, многолюдна и, так сказать, многоинтонационна. Есть в ней и острая, жалящая публицистичность («Гражданские чувства, гражданские требования, гражданское поведение – зачем? Начальство это только раздражает»). А есть и целомудренно негромкий лиризм: на осеннем берегу встретились отпечатки женских каблучков. – «Я иду по её следам, видно, как она остановилась, потопталась у зелёного вала из водорослей… Потом мы идём дальше… если оглянуться назад, то покажется, что мы гуляли вместе… по этим следам можно было подумать, что я молодой. На этом на заливе, на этом берегу был я молодым». И десятки страниц спустя этому аукнется вписанная откуда-то цитата: «Вверх идёшь всегда в окружении друзей, а вниз спускаешься одинок». И само заглавие книги – «Листопад».

Андрей ТУРКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS