С 1 декабря 2007 года пост главного редактора радио «Культура» занимает известный телеведущий, театральный критик и переводчик Виталий Вульф. О том, что же удалось совершить за эти без малого сто дней, мы и ведём разговор с Виталием Яковлевичем.
– Человек, который когда-то впервые вышел в телеэфир со своим «Серебряным шаром», и человек, занимающий ныне кресло главного редактора радио «Культура», – что их объединяет и в чём они кардинально отличаются друг от друга?
– Я «Серебряный шар» делаю семнадцать лет, с вычетом тех двух, что я работал в Соединённых Штатах. В апреле выйдет двухсотая программа: сто три я выпустил за девять лет на Первом канале, и вот уже больше пяти лет «Серебряный шар» выходит на канале «Россия». Могу сказать, что и перед телекамерой, и у микрофона, и в этом кресле – я такой, какой я есть. С годами я, наверное, стал более резким, категоричным, более нетерпеливым. Когда-то я был очень лёгким человеком, и мне немало пришлось пережить из-за природного своего легкомыслия. Последние годы были очень нелёгкими, и они меня изменили довольно сильно. Я сам это чувствую.
– Получается, что вам по жизни и так сложностей хватало, а вы ещё одно испытание себе нашли. Что заставило вас прийти на радио «Культура»?
– Если бы не Олег Борисович Добродеев, генеральный директор ВГТРК, я бы на такое предложение не согласился. Я к нему не был готов. Совсем. Но попробовать было очень интересно...
– Волновались?
– Нет. Хотя, конечно, руководить творческим коллективом сложно.
– У вас есть какие-то свои «секреты»?
– Никаких особых секретов нет. Главное – вести дело в спокойной тональности.
– Да, представить вас разговаривающим на повышенных тонах мне, например, просто невозможно.
– Ну что вы. Я могу впасть в ярость. Но не здесь...
– Наверняка вы пришли на радио не с пустыми руками.
– Я здесь почти три месяца, и за это время уже сильно изменилась сетка вещания. Я пригласил к нам на радио многих замечательных людей. Алла Демидова давно хотела иметь театр поэзии. Теперь каждое воскресенье в 17.05 она выходит в эфир: Бродский и Пастернак, Анна Ахматова, Северянин, Пушкин... Мне нужен был мужской голос, и я пригласил актёра МХТ Авангарда Леонтьева. Его первая программа посвящена Алексею Константиновичу Толстому. А в проекте «Словесность. Тексты» он будет читать «Золотой ключик» Алексея Николаевича Толстого. В этой же линейке Инна Чурикова читает роман Сомерсета Моэма «Театр», Людмила Максакова – его новеллы, а Виктор Сергачёв – толстовскую «Крейцерову сонату». Сейчас у нас очень интересная работа – переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Её записывают Мария Миронова и Виталий Егоров из «Табакерки». В начале марта придёт Татьяна Доронина. Сначала будет читать свою книгу «Дневник актрисы», очень острую и яркую, затем – «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой, а потом цикл её ранних стихов. Пригласил я двух наших крупнейших киноведов – Андрея Плахова, его программа называется «Киножизнь», и Валерия Кичина, который ведёт «Кино по пятницам».
– А театру у микрофона нашлось место?
– Конечно. У Марины Багдасарян сразу два проекта: «Сцена» – о людях и событиях в мире театра и «Театр FM», в рамках которого идут радиоспектакли. В январе мы открыли рубрику «Архивные спектакли», и в первый день нового года у наш шла «Таня» Арбузова с Марией Ивановной Бабановой. Мы с вами встретились в день 110-летия Аллы Константиновны Тарасовой: нам удалось разыскать в архивах «Последнюю жертву», где она играет с Москвиным, и горьковских «Врагов» – два спектакля Немировича-Данченко, две её самые знаменитые роли.
– А своя программа у вас есть?
– Есть. 25 минут по четвергам.
– Виталий Яковлевич, а чего на радио «Культура» не будет ни при каких обстоятельствах?
– В политические игры мы не играем. Исторические наши программы в основном посвящены театру, а не государству. А в остальном... Я буду стараться, чтобы не было пошлости. Чтобы не было попсы. Сейчас для меня самая важная проблема – это музыкальные часы. У нас четырнадцать часов музыкального вещания: джаз, классика в хорошем исполнении. Есть программа «Елисейские поля» – французский шансон, и хочу непременно сделать программу русского шансона.
– Ходят слухи, что вы будете менять название?
– Да, я подал заявку, хочу, чтобы канал назывался «APT-FM». Руководство канала восприняло это с пониманием.
– Радио сегодня многие слушают вполуха: в машине, свирепея от пробок, на работе, параллельно с какими-то рутинными делами. А в былые времена вокруг радиотарелки собиралась чуть не вся семья...
– Сегодня такое невозможно. Изменился социальный мир. Он разобщён, разделён на огромное количество слоёв. И я не обольщаюсь, что все вдруг начнут слушать радио «Культура». Мне бы хотелось, чтобы наша станция оставалась интересной тому узкому слою интеллигенции, который всё-таки сохранился. Но общий расчёт я делаю на широкую публику. Стихи в исполнении Аллы Демидовой интересны если не всем, то многим, как и программы о кино Валерия Кичина. Посмотрим, как примут письма Степановой и Эрдмана, сквозь которые просвечивает та, совсем непохожая на нынешнюю, жизнь. Жизнь, которой завидуешь, настолько она была плодотворна. Сегодня же превалируют отсутствие ценностей, повышенный интерес к деньгам, к комфорту. Безвкусные глянцевые журналы наперебой печатают фотографии Заворотнюк и интерьеры её дома. А великая Грета Гарбо никому не показывала, как она живёт...
– Вы сами сказали, что слой ваших слушателей достаточно узок. Как думаете, есть у него шансы стать шире и больше? Пусть даже через много-много лет?
– Я никогда не занимаюсь футурологией. Это нереальная вещь. Я исхожу из данности. И буду рад, если у канала будет не так много искренних поклонников.
– Какой вам видится общая ситуация в радиоэфире?
– Элементарная безграмотность. Потеряно чувство ответственности за слово. Очень много пустословия. Очень много пошлятины, чистого субъективизма. Конечно, субъективизм присущ человеческой натуре, но он всё чаще переходит всяческие границы. Мы перекинули чепец за мельницу. Когда-то мы жили в несвободной стране и очень от этого страдали. И слава богу, что сегодня мы живём в другой. Но при полной свободе действий выяснилось, что с этой свободой мы справляемся весьма сомнительно. Очень много мусора в головах. Надо его расчищать. Вот этим мы и стараемся заниматься.
Беседовала