Егору Кузьмичу Лигачёву сто лет. Я очень рад его долгожительству. В России надо жить долго, чтобы увидеть её историческое движение. Лигачёв увидел одним из немногих.
В сложные годы перестройки с подачи его непримиримого идейного противника Александра Яковлева Е.К. шельмовали всякие канувшие в безвестность следователи, прорабы-журналисты, но он стойко держал удар. О многих событиях того времени я знал изнутри, потому что в тот период делал литературную запись его первой книги «За кремлёвской стеной». Десятки часов разговоров с Лигачёвым записывались на магнитофон – мы это делали вместе с его многолетним помощником Романом Михайловичем Романовым, человеком очень надёжным, искренним, увы, до наших дней не дожившим. Очень много Егор рассказывал такого, что в тот период не могло войти в книгу, – кстати, её громадным томом издали в США в издательстве «Random House», очень известном. А сегодня слишком много дел и нет возможности вернуться к интереснейшим записям, хранящимся у дочери Романа Михайловича.
Егор Кузьмич был и остаётся человеком очень честным, и если совершал иногда ошибки, то уж точно не из подыгрываний Горбачёву, а по незнанию. Как ни странно, именно он назначил в «Огонёк» Коротича, который с лихвой отблагодарил Лигачёва, в кавычках, конечно. Мне трудно сейчас писать о Егоре Кузьмиче, потому что сказать хочется очень много, и не общих слов, а конкретики. Поэтому коснусь только одного горячего сегодня дела. Когда начались в СССР трения между Баку и Ереваном по Карабаху, Лигачёв полетел к Алиеву и вместе с ним разработал линию на успокоение конфликта. А в это же время в Ереван полетел Яковлев, который, наоборот, буквально науськивал экстремистов на войну за Карабах. Горбачёв, как Понтий Пилат, предпочёл умыть руки и не дал оценку докладу Лигачёва, который после договорённостей с Алиевым предлагал разумное решение вопроса. Вот откуда и чьи ноги торчат. А теперь расхлёбываем. Кстати, в книге Лигачёва об этом сказано.
И ещё не могу удержаться: ведь именно Лигачёв самым первым предложил перейти на многопартийность, разделив КПСС на две партии. Это зафиксировано было на круглом столе «Правды». Но демократов Горбачёва и Яковлева это не устроило, они вели дело к развалу страны.
У Егора Кузьмича и сегодня немало недоброжелателей. Но пройдут годы, и его имя очистят от шелухи. Человек он крайне скромный, помнится, после его ухода со службы товарищи собирали для него средства, чтобы он мог купить машину «Жигули». Саша, его сын, доктор химических наук, ездил на велосипеде. И вообще Егор Кузьмич – очень большой молодец, хотя на его долю немало досталось, в том числе преждевременная смерть любимой супруги Зинаиды Ивановны, которая всегда потчевала нас вкуснейшими творожничками – во рту таяли.
Дай Господь дорогому Егору Кузьмичу, с честью прошедшему по жизни, пожить ещё и увидеть ту новь, которая вроде бы начинает просвечивать в туманном российском пути. Я его люблю искренне, потому что хорошо знаю. И уверен, что придёт время, когда он навеки станет одним из самых уважаемых, почётных граждан России.
И ещё от себя лично: спасибо, Егор Кузьмич, что ваши глубокие размышления о природе власти много помогли мне в понимании дальнейших, да и сегодняшних событий.