Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В. Иванов. – М.: Индрик, 2009. – 888 с.
Вручая мне этот весомый во всех смыслах и, как принято выражаться в подобных случаях, «пахнущий свежей типографской краской» том – даже томище! – редактор-составитель В.В. Иванов сиял подобно начищенному до блеска софиту (для тех, кто не знает – это профессиональное обозначение подвижной металлической фермы со многими прожекторами, расположенной прямо над сценой и заливающей её светом).
И такое эмоциональное состояние заведующего отделом театра Государственного института искусствознания было вполне понятно. Ведь поднять столь тяжёлое издание – пускай и с куда как солидным списком «патронирующих» организаций на титульном листе (тут тебе и Минкульт, и Академия наук), пускай и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – случай по нынешним временам экстраординарный. Говоря о тяжести, мы имеем в виду не столько физическую массу данного образца книжной продукции (хотя она – килограмма под два, наверное, – что называется, приятно оттягивает руку). Сколько то ощущаемое тут уже едва ли не на тактильном уровне количество тяжёлого, напряжённого, пыльного – за «Мнемозиной» ведь громадное количество человеко-дней, проведённых в архивах, однако одновременно истового и вдохновенно-полётного исследовательского труда.
Перед нами уже четвёртый выпуск альманаха, собираемого Владиславом Ивановым последние полтора десятилетия: причём каждый следующий, словно бы назло всё менее и менее располагающему к такого рода трудам и дням времени, становится всё толще, всё уникальнее, всё увлекательнее для читателя вдумчивого и влюблённого в волшебный материк отечественного театра ХХ века (точнее, его первых сорока двух лет: хронологические рамки публикуемых четвёртой «Мнемозиной» документов ограничены периодом с 1900 по 1942 г., и это практически абсолютно совпадает с эпохой фантастического расцвета российской сцены, чьими крайними вехами можно считать год основания МХТ 1898-й и год ухода из жизни второго из его основоположников – 1943-й).
Казалось бы, столько уже написано, нарыто и опубликовано про этих могучих богатырей Мельпомены – Станиславского, Мейерхольда, Михаила Чехова, а также их соратников, партнёров, соперников и на подмостках, и порой за кулисами… Но, как выясняется, благодаря Иванову и его коллегам, преданным рыцарям Мнемозины, найдено, а уж тем более изучено, осмыслено далеко-далеко не всё. Архивные хранилища, пласты старых газетных подшивок таят в себе ещё громадное количество потрясающих свидетельств, раскрывающих отечественный театр как род искусства, как социальную институцию, как уникальный пример человечьего общежития под новыми углами зрения. Ракурсы как минимум поучительные, а порой предоставляют поистине капитальную информацию к размышлению, отнюдь не только эстетического характера.
Таких, которые имеются в этом томе в виде, к примеру, двух внушительных подборок любопытнейших материалов, связанных с гастролями Театра им. Мейерхольда в Германии и Франции в 1930 г. и – шире – вообще немецких и французских связей Мастера (публикации, вступительная статья и комментарии соответственно В. Колязина и О. Купцовой). Или в виде очередной порции рабочих – концентрированная мысль в чистом виде – записей молодого Сергея Эйзенштейна о театре, «дешифрованных» В. Забродиным.
А вот корпус зрительских писем к М. Чехову, написанных, как правило, под непосредственным впечатлением от его игры (публ., вступит. статья и коммент. М. Хализевой), позволяющих, кроме всего прочего, несколько по-новому оценить градус общественных умонастроений второй половины двадцатых годов прошлого столетия.
Среди занимающих добрую половину сборника публикаций самого его автора-составителя стоит отметить две сенсационные – не побоюсь этого, возможно, не вполне уместного здесь слова. Это эпистолярная подборка из архива Бориса Глаголина – одного из несправедливо забытых сценических кумиров всего лишь столетней давности, – дающая колоритнейшие штрихи к портрету артиста par exellence. И несомненно выдающаяся, равно и со стороны литературного качества письма, и с позиций саморефлексии художника, книга известнейшего режиссёра Василия Сахновского «Театральное скитальчество» (в своё время подготовленная к печати, но так и оставшаяся в рукописи), которую В. Иванов вовсе не для красного словца сравнивает с такими легендарными профессиональными трудами, как «Записки режиссёра» А. Таирова, «Театральными прелюдиями» Ф. Комиссаржевского и мейерхольдовским «О театре».
Все эти тексты, и публикуемые, и публикаторские, так и подмывает обильно цитировать. Но только теряешься, что выбрать, кому отдать предпочтение – столь много на этих страницах характерных эмоциональных фраз, тонких глубоких мыслей, замечательных исследовательских соображений и наблюдений… Непременно нужно сказать о том, что все публикации альманаха, все эти вступительные статьи и комментарии выполнены не только с редкостной научной тщательностью, но проникнуты то и дело прорывающейся сквозь академическую строгость письма, подкупающей любовью к предмету исследования.
Тираж у сборника вроде бы небольшой. Хотя, с другой стороны, 800 экземпляров по нынешнему времени для подобного рода издания – это почти по-царски. Вот только очень хотелось бы, чтобы каждый из них нашёл своего владельца. Плюс к тому суммарный вес тиража потянет где-то без малого на сто пудов. Хорошая цифра!
А ещё по книжище этой, можно, наверное, гадать. Неслучайно ведь, думается, у неё мистическое, направленное в бесконечность число страниц, состоящее из трёх восьмёрок. Давайте попробуем узнать, что глаголет судьба, скажем, авторскому коллективу «Мельпомены».
…Ну предположим, страница 297, 16-я строчка сверху. Она выпадает на недоведённый до окончательного завершения текст того же Сахновского, писавшийся в 1919 году, к пятилетней годовщине Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Читаем и наконец цитируем: «Всё, что на глазах, всегда кажется незначительнее того, что в прошлом, в воспоминаниях. Не напрасно романтики осознали благую силу для поисков и творчества в культуре прошлого. Но поиски и борьба дают больше всего силы жить…»