Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сто Столярову

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Вспоминаю простые и замечательные слова, которыми заканчивается старый фильм «Садко»: «Тридевять земель обошёл, на дне морском побывал, а ничего нет краше земли родной. Вот оно, наше счастье!»

Говорит их народный артист РСФСР Сергей Столяров, которому в этом году исполнилось бы сто лет. 15 и 16 июля на его родине, в Серебряно-Прудском районе Московской области, начнутся праздник и торжества, посвящённые дате. И это имя действительно стоит того, «Чтобы помнили», как несколько лет назад говорил Леонид Филатов о Столярове в передаче, ему посвящённой…

Сегодня о Сергее Дмитриевиче Столярове, удивительном артисте, замечательном человеке, на фильмах которого вырастали миллионы, целые поколения людей, мы знаем многое. Его фильмы идут по телевидению, издаются на дисках, о нём снимались телепрограммы, издавались книги… Но думается, это не единственное и, возможно, не самое главное, что он оставил всем нам. В конце концов у нас было немало потрясающих артистов, особенно среди современников Столярова. Но он всё равно стоит особняком. Почему? Почему те, кто помнит артиста, кто его знал лично или просто был его благодарным зрителем и почитателем, почти каждый при воспоминании о нём начинает улыбаться? Это не улыбка смеха, не улыбка сожаления или извинения. Это открытая, радостная, немного детская улыбка светлой памяти, которая о нём осталась. Может быть, вспоминая о Сергее Столярове, мы сразу вспоминаем его незабываемую, лучистую, ободряющую улыбку…

Именно Сергею Дмитриевичу Столярову было дано воплотить настоящий русский характер в его идеальном выражении. Воплотить, видимо, реально. Он был выбран, чтобы стать экранным воплощением русского героя, былинного богатыря, воина, заступника, который всегда защитит и покарает зло, отстоит нас и родную землю. Никакая натужная современная раскрутка не способна создать такой устойчивый на долгие времена образ. Для этого необходим Дар, когда в прекрасной гармонии один человек был наделён и внутренним талантом, и героической, сказочной, былинной внешностью. Стоило каждому из нас всего один раз увидеть, услышать артиста, и мы забывали, что это артист. И уже читая летописи, сказания, изучая историю, в наших воинах, богатырях сразу проступали столяровские черты. Он входил в сознание как персонажи Васнецова, Нестерова, но только он был живой, настоящий, бесконечно уверенный в победе правды, её защитник и проводник, совершенно неотделимый от России. Ему было дано стать идеалом, очищенным от гордыни, уныния, суеты.

И в отличие от многих известных и, по сути, чужих типажей, с их публичными скандалами, капризами, алчностью, Столяров и в жизни соответствовал своему экранному образу. Это и есть то, что в русском языке называется просто – цельная натура, цельный человек. И до и после Столярова крайне сложно найти подобные примеры в артистическом мире. И до сих пор, видя героев артиста на экране, даже просто вспоминая его, – сразу ощущаешь слитность, единение этого русского характера и родной земли. Перед глазами возникают мягкие холмы, покрытые лесами, дубравы, чистые, звенящие реки, серебро озёр… Конечно, только в таких местах, в самом центре России, в краю Серебряно-Прудском, на границе Московской, Рязанской и Тульской областей, в деревне Беззубово, и мог родиться век назад Сергей Столяров. И начать отсюда свой путь, который и теперь, спустя целых сто лет, продолжается. Потому что вопреки всей соблазнительной пустоте современного медиасообщества очень многие помнят артиста, чтут его память и берегут её. Да что и говорить, если каждый год на родине Сергея Дмитриевича проводятся Столяровские чтения, фестивали, праздники, действует Культурный центр «Наследие» имени Столярова…

За сто лет страна, пережив невероятное и выстояв, снова возвращается на свой путь. Когда можно знать собственную историю, верить, поклоняться истинным святыням и памяти наших святых, многими из которых восхищался и сам Сергей Дмитриевич…

Многие прошлые кумиры были смыты, растворены вместе с идеологическими штампами, шелухой сиюминутного успеха. А те, кто остался, кто прошёл испытание временем, они и есть настоящий золотой фонд России, её культуры. Для которой истинные ценности незыблемы и непреходящи.

Именно здесь и записано имя – Сергей Дмитриевич Столяров.

Пётр СОКОЛОВ

P.S. Насколько мне известно, Вера Мухина в своём самом знаменитом памятнике символ рабочего создавала именно со Столярова. И может быть, неспроста кроме памятника, поставленного артисту на его родине, в Серебряных Прудах, его рабочий поднят теперь на новый высокий постамент у ВВЦ. И этот же памятник на заставке «Мосфильма» говорит о многом…

Спрашивайте в книжных магазинах новую серию издательства «АСТ’Астрель» «Юрий Поляков представляет лучшую прозу из портфеля «Литературной газеты».

Заказ книг на сайте
www.lgz.ru

Обсудить в группе Telegram

Пётр Соколов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS