По инициативе Департамента образования актуальные проблемы столичного образования теперь будут регулярно обсуждаться на встречах директоров школ с представителями средств массовой информации. В первом заседании в редакции «НГ» участвовал руководитель образовательного ведомства Исаак КАЛИНА.
Три в одном
Большинство вопросов касалось объединения средних школ и создания многопрофильных образовательных учреждений. «Для чего нужно это реформирование? Что за ним стоит? По какому принципу вы объединяетесь? Зачем при этом ликвидировать детские сады?» Оказывается, цель объединения учебных заведений – предоставить населению максимум образовательных возможностей. Детские сады после реформирования не исчезают, а становятся структурными подразделениями многопрофильного образовательного комплекса. Это значительно расширяет возможности дошкольных учреждений, связанные с кадровым потенциалом, с финансированием, с материальной базой. Логопеды и дефектологи, тренеры и психологи – после объединения детские сады могут похвастаться доселе невиданным разнообразием специалистов. Кроме того, при новой системе финансирования деньги аккумулируются в «общем котле» и выделяются на каждого конкретного ребёнка – это наконец позволило искоренить в детсадах практику поборов.
Принятый новый федеральный государственный стандарт в корне меняет картину дошкольного образования. Теперь при переходе малышей из детского сада в школу будет соблюдаться принцип преемственности: воспитатель взаимодействует со школьным учителем, который уже знает своих потенциальных первоклассников.
Реформирование средних образовательных учреждений помогает и в решении проблем, связанных с профильным обучением, – то, что трудно развивалось на базе одной школы, гораздо легче осуществлять силами двух школ. Так, если раньше образовательная программа включала в себя лишь 1–2 профиля, то ресурсы сегодняшнего дня позволяют иметь в средних школах до четырёх 10-х и четырёх 11-х классов, различающихся по учебным программам. Это удовлетворяет потребности профессионально определившихся старшеклассников в профильном обучении и значительно экономит затраты на репетиторов со стороны их родителей.
Расписание на завтра
Обсуждая плюсы и минусы вышеупомянутых школ-комбинатов, педагоги и журналисты затронули вечный вопрос о стандартах лучшей школы: в последнее время руководство учебных учреждений ориентируется на независимый рейтинг школ, подготовленный Министерством образования и науки совместно с РИА «Новости».
С 1 сентября 2013 года появилась возможность работать по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), согласно которым каждое учреждение самостоятельно формирует свой учебный план. Такое положение вещей отнюдь не угрожает бесплатному школьному образованию – его гарантирует Конституция РФ и обеспечивают сами стандарты. По новой методике формирование сетки школьного расписания происходит при обязательном участии родителей, которые являются социальными заказчиками образовательных услуг.
Во время обсуждения единого школьного учебника истории, который диссонирует с идеей вариативности обучения, стало понятно, что подобное учебное пособие даётся для освоения базовых основ, но не исключает возможности использования иных источников информации. Времена изменились: теперь невозможно заставить всех мыслить одинаково, и сегодняшняя школа утратила монополию единственного источника знаний. Прозвучало и пожелание создать учебник истории, основанный не на субъективных мнениях авторов, а на конкретных документах и фактах.
Независимые эксперты из Московского центра качества образования контролируют работу школ на местах, причём результаты проверки публикуются в открытом доступе. На основе этих данных, кроме всего прочего, могут быть выбраны лучшие учителя. Остальных педагогов, в зависимости от результатов их деятельности, либо увольняют, либо переучивают – таким образом, среди преподавателей создаётся конкурентная среда. И в этом тоже нет ничего страшного, единодушно заверили директора: в школе не должно быть уравниловки. Современный учитель заинтересован в своём профессиональном развитии и повышении квалификации; он не потерпит, если его ученики чего-то не знают.
Участники директорского клуба подчеркнули: речь не идёт о том, что новые образовательные стандарты намного лучше предыдущих, – просто они предоставляют больше возможностей. А получит ли ребёнок в результате более качественное образование – во многом зависит от него самого.
Новый имидж? – Новая идентичность!
Завершая первую встречу из цикла «В гостях у главного редактора», педагоги укрепились во мнении, что представления журналистов о школе несколько устарели. Современная школа совсем другая – начиная от программ и задач, заканчивая учителями и их воспитанниками. Было решено совместными со СМИ усилиями развенчать фобии родителей об образовании и создать новый позитивный имидж московских школ.
Однако школа нуждается не столько в новом имидже, сколько в создании новой идентичности. Идентичность школ, которая формировалась последние 20 лет, была связана со множеством негативных явлений переходной эпохи. Низкая зарплата, поборы с родителей, низкая дисциплина в классах. Сегодня ситуация в столичном образовании радикально поменялась. Какая она, московская школа, сейчас? Можем ли мы характеризовать её одним словом: новаторская, современная, продвинутая, креативная? Требуется серьёзная проработка концепции идентичности московской школы. Этот подход предполагает осмысленную работу по изменению восприятия современной московской школы учениками, родителями, общественностью. И, как это ни покажется странным, самим учительским корпусом. Одним мазком перечеркнуть заложенное в предыдущие годы, невозможно. Но постепенно сделать это вполне по силам. К таким выводам пришли участники встречи.
Цифры и факты
412 московских школ (30,5%) сегодня имеют дошкольные отделения – это почти вдвое больше, чем в начале 2012 года, когда доля многопрофильных образовательных центров в столице составляла 15,4% (240 школ).10 590 интерактивных досок; 56 934 ноутбука для учителей-предметников; 3430 и 1167 мобильных компьютерных классов для начальной и средней школы соответственно получили столичные учебные заведения с 2011 по 2013 год.
276,9 млрд. рублей составит общий бюджет учреждений Департамента образования города Москвы в 2014 году. Для сравнения: в текущем году на эти цели было выделено 257,1 млрд. рублей, а в 2010-м – 165,7 млрд. рублей.
65,8 тыс. рублей в месяц – средняя зарплата учителей в 2013 году (в 2010-м – 39,2 тыс. рублей).
18 585 выпускников набрали 220 баллов по трём предметам единого государственного экзамена в 2013 году (в 2010-м – подобных результатов по ЕГЭ добились лишь 6946 человек).