«Мы оценивали только две задачи школы: качественное образование и развитие талантов ребёнка, – объяснил директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко. – Качество образования оценивалось по результатам ЕГЭ, а развитие талантов – по результатам Всероссийской олимпиады школьников: чтобы претендовать на место в списке, в школе должен быть хотя бы один победитель или призёр заключительного этапа олимпиады. Рейтинг охватывает школы 77 регионов страны – в него не вошли лишь шесть регионов. В числе пятисот лучших названы также 54 сельские школы. Организаторы исследования уверены, что именно от уровня средней школы зависит возможность получить в будущем хорошее образование. Эксперты отмечают значительное увеличение количества московских школ, дающих детям качественное образование: столица всегда славилась своими школами, но теперь их стало действительно много. Таким образом, хорошее образование стало доступнее для москвичей. Отрадно также, что в списке лучших есть не только «именитые» школы, но и такие учреждения, про которые ещё недавно никто ничего не знал.
Сергей Нестин, директор ГБОУ СОШ № 1900 с углублённым изучением иностранных языков:
– Рейтинг лучших российских школ составлялся по той же принципиальной идеологии, что и топ-100 московских школ, показавших лучшие образовательные результаты: не на показателях условий, действий и процессов, а на основе результатов, то есть массового качественного образования. Наличие в списке большого количества московских школ говорит о серьёзных положительных изменениях, которые произошли в системе образования столицы за последние 2,5 года. Например, с переходом к нормативному финансированию у нас появилась дополнительная возможность приобретать материально-техническое оборудование для школы. Кроме того, новая система оплаты труда позволила направлять деньги на повышение зарплаты сотрудников.
Вадим Жиравов, директор ГБОУ СОШ № 1944 с углублённым изучением английского языка:
– По итогам учебного года формируется рейтинг образовательных учреждений, по которому присуждаются гранты лучшим школам Москвы (учитываются объективные, независимые от школы измерители – результаты предметных олимпиад и ЕГЭ). Школа № 1944 имеет высокий рейтинговый балл и является одной из немногих в СЗАО, получивших такую премию. В 2011 году школа занимала 38-е место в городе, в прошлом году мы вышли на 30-е, а по итогам 2012/2013 учебного года школа заняли 24-ю строчку в списке номинантов на получение грантов мэра Москвы в сфере образования за достижение высоких результатов в образовательной деятельности. В течение трёх лет наши ученики становились победителями Всероссийской олимпиады школьников. В этом году 58 из 60 выпускников школы – более 95%! – набрали 220 баллов по результатам трёх экзаменов. В прошлом году таких же успехов добились 38 одиннадцатиклассников из 40. Школа № 1944 открывает перед учениками широчайшие возможности – это подтверждает дальнейшее успешное обучение выпускников в лучших вузах Москвы и Европы.
После реорганизации в 2012 году наша дружная семья пополнилась новыми воспитанниками: в общий образовательный комплекс вошли четыре детских сада. Это позволило организовывать занятия в системе дошкольного образования силами педагогов школы. Никогда раньше детские сады не могли позволить себе содержать такое разнообразие специалистов. Где это видано, чтобы детсадовцы, например, играли в футбол или лапту? А у нас теперь играют! Несомненно, есть большие плюсы и в новой системе финансирования: благодаря изменению общей субсидии деньги, так сказать, аккумулируются в едином котле, что существенно расширяет наши возможности. При новом подушевом финансировании деньги идут за детьми – это, кстати, помогло в том числе ликвидировать практику поборов в детских садах.
Вера Балакирева, директор ГБОУ гимназия № 1551:
– В результате реорганизации в 2012 году создан крупный образовательный комплекс, включающий собственно гимназию, две общеобразовательные школы и 4 детских сада. За год существования комплекса гимназия вошла в список 100 лучших школ Москвы и в топ-500 лучших школ России. Эти достижения – результат усилий вновь созданного большого педагогического коллектива гимназии, который поставил себе задачу повышения качества образовательных услуг.
С нового учебного года учащиеся начальной школы переведены в отдельное здание, где мы создали для маленьких гимназистов комфортную среду, дали возможность обучаться по различным образовательным программам и получать широкий спектр дополнительных знаний. Гимназия стала многопрофильной: в старшей школе открыты пять профилей обучения. У учащихся и родителей появилась возможность выбора не только уровня образования, программы обучения, факультатива или кружка, но и педагога-профессионала. Всё это можно назвать положительным результатом создания единого образовательного комплекса.
Высокий профессиональный уровень педагогов – главная составляющая успеха. А моя задача как директора – способствовать дальнейшему росту педагогического мастерства учителей и раскрытию их творческого и интеллектуального потенциала. Мы поддерживаем активное участие педагогов в инновационной и научно-исследовательской работе на городском и межрегиональном уровнях. В результате гимназия получила звание «Инновационная школа–2012» на международной конференции, организованной Министерством образования РФ и АСНООР. В 2013 году гимназия совместно с Департаментом образования города Москвы учредила Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся и педагогов «Призма»: в первом конкурсе участвовали представители округов Москвы и регионов России, а в 2014 году конкурс станет международным.
Теперь средним общеобразовательным учреждениям есть с кого брать пример – а это и было одной из задач рейтинга «500 лучших школ России». Специальных денежных премий за «победу» не полагается, однако Министерство образования и науки РФ дало рекомендации регионам поддержать «топовые» учебные заведения и их администрацию. «Мы надеемся, что лучшие школы станут федеральными стажировочными площадками по передаче опыта, а это предполагает финансовую помощь от государства», – сообщила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По её словам, подобный рейтинг, составленный на основе новой редакции Закона «Об образовании», – это только начало в тематическом ранжировании школ по различным параметрам, первый шаг в создании системы независимой всесторонней оценки качества образования. В дальнейшем при составлении подобных рейтингов будут учитывать не только уровень обучения в той или иной школе, но и такие параметры, как комфортность обучения, спортивные достижения и многие другие.