Экономический кризис застал транспортную систему Москвы на старте модернизации. На протяжении последних лет столица активно создавала новое транспортное пространство, соответствующее реалиям XXI века. Ухудшение экономической ситуации поставило городские власти перед дилеммой: либо отложить начатую модернизацию до лучших времён, либо воспользоваться сокращением темпов автомобилизации и окончательно переломить ситуацию на городских улицах. Несмотря на многочисленные трудности, город выбрал второй путь.
Не секрет, что к перспективам создания в Москве современной, эффективно работающей дорожной сети многие эксперты относятся скептически. Их главным аргументом остаётся историческая радиально-кольцевая схема движения, изменить которую можно, только заново перестроив весь город. Следуя подобной «концепции», можно прийти к единственному безрадостному выводу – навести порядок в дорожно-транспортной системе Москвы невозможно в принципе. «Вывод наши критики делают парадоксальный – надо ничего не делать, опустить руки и морально готовиться к транспортному коллапсу, потому что все меры бесполезны», – сокрушается глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Впрочем, сидеть сложа руки и ждать коллапса московские власти не стали. «Надо работать с тем, что есть, – говорит Владимир Ресин. – Предложена система мер по развитию существующей дорожной сети. Во-первых, это реконструкция всех вылетных магистралей. Бессветофорное движение по вылетным магистралям – это необходимость для нас. И мы работаем в этом направлении. Во-вторых, это строительство новых связок между соседними районами, которые разделены ветками железной дороги, водными преградами, природными зонами. Сегодня любой проект рассматривается с этой точки зрения, и если можно сделать новую связку, то она делается. Например, Балтийско-Алабянский тоннель будет продолжен, пройдёт под линией Октябрьской железной дороги и фактически станет новой хордой-связкой между соседними районами».
Несмотря на сложные экономические условия, строителям удаётся поддерживать высокие темпы ведения работ. Уже в ближайшей перспективе московские автомобилисты получат ряд важнейших магистралей и развязок, которые заметно облегчат им жизнь. Близится к финалу реконструкция Крестовского путепровода, «горячо любимого» всеми, кому часто приходится ездить по проспекту Мира и Ярославке. Не за горами окончание работ и на Большой Ленинградке и первом участке Четвёртого транспортного кольца (ЧТК). Не меньшее значение имеет и завершение строительства участка скоростной магистрали Вешняки–Люберцы от Проектируемого проезда до улицы Большая Косинская. Новая шестиполосная магистраль огибает Кожухово, обеспечивая подъезд к платформе Косино. В будущем году новая развязка свяжет трассу с МКАД. Это обеспечит жителям сразу нескольких районов по обе стороны МКАД долгожданный выезд на Кольцевую. По завершении строительства магистраль Вешняки–Люберцы свяжет с городской транспортной системой районы Кожухово и Некрасовка, а также новостройки в окрестностях Люберецких полей.
Нельзя упускать из виду и то, что строящаяся трасса является первым шагом в деле создания в Москве хордовых магистралей. По мнению ряда экспертов, именно хорды (рокады) – действенное лекарство от «проклятия» радиально-кольцевой системы. «Это кусок Северной рокады, который соединит скоростную дорогу Москва–Ногинск с новой платной трассой Москва–Санкт-Петербург на севере, пройдя через проспект Будённого и под Преображенской площадью, – говорит префект ВАО Николай Евтихиев. – В продолжение трассы ведётся строительство участка, где дорога пересекается с МКАД, и проектируется участок от МКАД до ЧТК. Таким образом мы получим новый въезд в Москву, разгрузим шоссе Энтузиастов на востоке и Волгоградский проспект на юго-востоке столицы».
Не секрет, что столь масштабные дорожно-строительные планы – удовольствие не из дешёвых. Строительство ведётся не в чистом поле, а на территории живого мегаполиса с существующей застройкой, коммуникациями, правами собственности на землю и объекты. Это обстоятельство не может не сказаться на стоимости работ. Некоторые «эксперты» по незнанию пытаются рассчитывать стоимость километра того или иного участка городской магистрали простым делением стоимости контракта на количество этих километров. У специалистов такой подход не может вызвать ничего, кроме улыбки. С таким же успехом можно пытаться оценить стоимость хирургической операции, замеряя длину ниток, которыми врач зашивает рану. «Стоимость контракта на строительство участка дороги и стоимость самого полотна дорога – это совершенно разные вещи. До 60 (!) процентов стоимости контракта – это компенсации собственникам земли. Ведь мы строим в сердце густонаселённого мегаполиса, – говорит Владимир Ресин. – Другая затратоёмкая статья – это коммуникации. Город принял решение: раз уж мы строим дорогу, то надо, так сказать, «заодно» проложить и новые коммуникации. К сожалению, вся эта сфера так долго была в забвении, что иногда нет даже документации на имеющиеся коммуникации».
Не стоит забывать, что, когда речь идёт о таких магистралях, как ЧТК или Большая Ленинградка, приходится иметь в виду не простую, пусть даже и многополосную дорогу, а сложное сочетание дорожного полотна, туннелей, развязок, мостов и эстакад.
Строительство подобных сооружений крайне дорого и трудоёмко во всех странах без исключения. Наиболее известный и одиозный пример дорожного строительства в мире – это Большой Бостонский туннель. На его строительство было потрачено 14,6 млрд. долл. – при том, что первоначальный бюджет проекта не превышал 2,6 млрд. долл.
Модернизация транспортной системы Москвы включает в себя не только наращивание километража дорог и строительство мостов, туннелей и эстакад. Параллельно с этим столичные власти основательно взялись за повышение эффективности функционирования уже существующих магистралей. Довольно неплохие результаты показал эксперимент с выделенными полосами движения общественного транспорта. Широко распространённая во многих городах мира практика начинает приживаться и в Москве. Первая полноценная выделенная полоса появилась более трёх месяцев назад на Волоколамском шоссе. Она протянулась от МКАД до станции метро «Тушинская». Не без помощи сотрудников ГИБДД участники движения довольно быстро уяснили, для кого предназначена эта дорога. Сегодня на очереди создание выделенных полос ещё на нескольких участках: по Ленинградскому проспекту в сторону области – от путепровода у Белорусского вокзала до улицы Новая Башиловка; от метро «Динамо» до улицы Серёгина; и в сторону центра – от дома № 37 до Беговой улицы и от Беговой аллеи до улицы Нижняя Масловка.
Повышению эффективности использования дорог и предупреждению образования пробок способствуют появляющиеся на наиболее напряжённых трассах «умные» технические системы. При помощи телекамер, радаров, датчиков и прочих устройств они контролируют состояние магистрали и транспортного потока. Сегодня такие системы активно используются на МКАД и ЧТК. Расположенные над дорогой электронные информационные табло сообщают водителю о степени загруженности магистрали и дают рекомендации по выбору скорости. Практика использования подобных табло широко распространена во многих городах мира. Вовремя полученная водителями информация о наличии препятствия на полосе или проведении дорожных работ позволяет избегать образования заторов и пробок. К сожалению, многим московским водителям всё ещё недостаёт культуры следовать указаниям таких табло и своевременно менять скорость и режим движения. И совершенно напрасно. Проигнорировав электронную подсказку, лихач упирается в стоящую на полосе дорожную машину или запрещающий знак. Бедолаге приходится экстренно перестраиваться в соседние полосы, тормозя общий поток и создавая препятствие другим участникам движения.
Без всякого сомнения, экономический кризис подойдёт к концу. И, судя по общемировым тенденциям, произойдёт это скорее рано, чем поздно. На этом фоне сам факт того, что московские власти, несмотря на трудности, продолжают модернизацию транспортной системы, говорит о многом. Значительная часть ранее начатых проектов уже близка к своему завершению. А это значит, что неизбежное возвращение прежних темпов автомобилизации российская столица встретит во всеоружии. Транспортная система города преображается на глазах, и оценить это сегодня можно уже не с чьих-то слов, а непосредственно на дороге. Остаётся надеяться, что перемены на городских улицах повлекут за собой и перемены в сознании московских водителей, как несколько десятилетий назад это произошло с их европейскими, японскими и американскими коллегами.