Большой театр. Один из символов Москвы. Образец прекраснейшей архитектуры. Один из мировых центров культуры… Список можно продолжать ещё долго. Но уже подрастает поколение москвичей, которое не только ни разу не побывало в Большом, но даже не видело очертаний его здания.
Почти 20 лет назад – в 1990 году – началась реконструкция театра. Это давно стало необходимым, ведь зданию двести с лишним лет. По мнению обследовавших его специалистов, оно на 50 процентов аварийное. То есть половина конструкций не держат сами себя, если их тронуть, они могут рухнуть.
В 2005 году Большой театр решили закрыть, чтобы от косметических процедур приступить к реальным работам. Долгое время шли споры по размеру бюджета проекта: тогдашний глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой настаивал на 25 миллиардах рублей, но была утверждена сумма 11,7 миллиарда рублей. Театр планировалось открыть в 2008 году…
К сегодняшнему дню выполнена большая часть подземных работ. Созданы пять подземных этажей, сооружена стена в грунте, произведено устройство свай, закончена выемка грунта, на 60% выполнена фундаментная плита. В то же время признаётся, что вся основная часть наземных работ ещё впереди. Несмотря на пять лет работ и огромные деньги, вложенные в реконструкцию, здание театра до сих пор находится в полуразрушенном состоянии. По сути дела, от того Большого, который мы знали прежде, остались только стены, да и то не все. Задняя часть театра разобрана.
Но основную проблему представляет собой яма глубиной 20 метров, вырытая под зданием театра. Сама по себе идея сооружения такого подземного объёма была полубезумной. Но дело усугубилось ещё и тем, что при строительстве были грубо нарушены технологии.
Осенью прошлого года стройку пришлось остановить: возникла высокая вероятность обрушения конструкций, находящихся в аварийном состоянии. Причём угроза нависла не только над Большим театром, но и над соседними ЦУМом, зданием Речфлота, домом Хомякова. Они могли в любой момент начать сползать в котлован.
О сложившемся положении рассказал недавно первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук профессор Вячеслав Ильичёв. Это специалист высочайшего класса: в течение более чем трёх десятилетий он работал в НИИ оснований и подземных сооружений. В его активе – научное руководство строительством подземного корпуса «Манеж» и всей подземной части Москва-сити.
По его свидетельству, стройку под Большим театром и стройкой-то назвать нельзя, одно нарушение за другим. «Сделали перекрытие, не завершили временную связевую распорную систему, пошли дальше. Опять не завершили ни ту, ни эту работу, опять пошли дальше. И поэтому верхняя часть начинает работать не в проектном режиме, и возможно было лавинное обрушение. Вот с этим мы и боролись. Все годы строительства», – говорит Ильичёв. Главная причина всего случившегося, считает он, в том, что все эти годы здесь работали организации, которые не строили никогда раньше подземку. «Они не понимают специфики. Подземщики приходят в ужас, глядя на это строительство. Они-то понимают, что это значит, когда не хватает распорной системы. Конечно, надо, чтобы работали профессиональные строители на этом объекте. Как так – такой объект остался без должного внимания, в руках непрофессионалов?» – удивляется Ильичёв.
Можно было бы понять, если б у нас в стране вовсе не было специалистов по подземному строительству. Так ведь есть, и какие! Вполне мирового уровня. Чего стоит одно строительство дорожного тоннеля под действующей линией метро на Соколе. Это уникальный, сложнейший объект. Но всё дело в том, что московские специалисты вообще не принимали участия в строительстве, их просто… не пригласили. Более того, Москва была принципиально против этого проекта. Мэр Москвы Юрий Лужков вышел из состава попечительского совета Большого театра и публично предупреждал, что подобная авантюра в центре города опасна.
Для спасения Большого нужны сейчас срочные меры. В начале июня 2009 года была создана правительственная комиссия по вопросам реконструкции театра. Её возглавил экс-начальник контрольного управления администрации президента, а ныне замруководителя администрации президента Александр Беглов. По результатам проверки заменены почти все субподрядчики по проекту.
Решено, что на стройплощадку должны выйти московские строители. «Президент поручил нам эту стройку в надежде на то, что мы сумеем исправить допущенные ранее ошибки», – говорит Лужков. «Не хочу никого пугать, – заявил он после совещания со специалистами, – но здесь нужно немедленно завершать работы по устройству нормального фундамента. Сейчас здание стоит на временных опорах, которые не могут на 100% гарантировать его устойчивость».
Сам по себе факт того, что именно к Москве федеральные власти обратились за срочной помощью, не удивляет. Столичный стройкомплекс накопил богатейший опыт работ на совершенно уникальных объектах города. Высокопрофессиональным строителям не впервой спасать ещё недавно казавшиеся совершенно обречёнными исторические здания и целые комплексы.
Столица не боится принимать на себя ответственность. Тем более за спасение такой жемчужины, как Большой театр. Поставлена задача в октябре 2011 года открыть театр для зрителей. Есть все основания верить – задача эта будет выполнена. «В противном случае, – констатирует Ю. Лужков, – это будет позор для всей страны».