В истории отечественного искусства конца XIX века памятен спор между портретистами и пейзажистами. «Веточки рисовать с листочками, – говорили первые, – эка невидаль! Дерево можно передвинуть, поставить его в любом месте, где душа пожелает. Вот попробуй хоть одну чёрточку в лице человека изменить. Другой характер будет! Да и каким глазом нужно обладать, чтобы достичь портретного сходства, соблюсти пропорции фигуры изображаемого, складок его одежды…»
Начнись сегодня подобный спор, известный московский художник, обладатель «золотой кисти» России Александр ЯЩУК вряд ли принял бы участие в нём, так как превыше всего ценит понятие самого искусства. Искусства, делимого только на настоящее и плохое, искреннее и фальшивое. Себя он к приверженцам какого-то одного определённого жанра не относит. Его творчеству близки виды Москвы и роспись церковных храмов, портреты близких, натюрморты и наполненные глубоким философским смыслом жанровые картины на темы непростой истории нашей Родины.
Художник – в расцвете сил и полон интересных замыслов. А ведь начиналось всё не легко и не сладко. Александр Ящук родился в годы войны за колючей проволокой, в далёкой Сибири, куда сослали его мать – дочь кулака. За ней в ссылку отправился и отец, получивший право на самое высокое вознаграждение: жену освобождали из-под надзора, но при условии, что он станет добывать уголь на шахтах Михельсона. За счастье видеть любимую рядом он провёл 20 лет под землёй. Так что «во глубине сибирских руд» памятны не только женщины-декабристки…
Александр воспринял высокий родительский подвиг сохранения семейного очага, ценит жизнь во всех её проявлениях, порой далёких от совершенства. Он вырастил двух талантливых дочерей, блестяще владеющих кистью и пером. Супруга – учёный-метеоролог.
Его же собственное вхождение в храм Искусства началось с портрета соседа-шахтёра, которого он запечатлел кусочком угля на листе фанеры. Мама ахнула, узнав знакомое лицо, и решила показать рисунок сынишки учителю местного изокружка. Тот работу одобрил и записал мальчишку «на художника».
Потом было Саратовское художественное училище, посещение местной картинной галереи, где экспонировалась картина особенно любимого им Михаила Нестерова «За приворотным зельем». Перед этим холстом он мог бы дневать и ночевать, наслаждаясь волшебством мазка замечательного русского живописца и особенно настроением напряжения, так мастерски переданного Нестеровым.
Скудость домашнего чтения, пустые книжные полки студенческого общежития Саша восполнял в краевой библиотеке и в магазинах, где присылаемые родителями деньги тратил на приглянувшуюся монографию или цветную репродукцию, экономя на еде и одежде.
Страсть к книгам неожиданно вылилась в новое направление в его судьбе. Он решил стать… юристом. Поступил на вечерний факультет юридического института, а днём работал преподавателем черчения в школе. При этом на сцене заводского клуба ставили самодеятельные спектакли с его декорациями. Даже в эти до краёв наполненные заботами и трудами годы он выкраивал время на роспись окрестных церквей.
Всё же мантия юриста не ужилась с нравом художественной натуры Ящука. И он резко меняет направление, возвращаясь к своему призванию, – поступает на монументальное отделение в «Строгановку». Но если имя Михаила Нестерова было для одарённого юноши чем-то почти неземным, то здесь Александр встретил бога реального и бесконечно талантливого – Гелия Михайловича Коржева, сыгравшего огромную роль в становлении молодого художника. Под влиянием опытного, но очень тактичного педагога Александр осваивает одну из наиболее сложных областей изобразительного искусства – сюжетное полотно. Разумеется, трудно было вырваться из-под обаяния композиционно безупречно выстроенных коржевских картин, но ученик шёл своей дорогой.
Прочитанные книги обратили его к истории Отечества, к великим людям прошлого, национальным традициям народа.
Да, он нёс в себе горечь заточения родителей, униженность лагерного детства, но нашёл силы подняться над невзгодами бытия.
Московский зритель, наверное, помнит экспонировавшуюся на одной из выставок на Кузнецком мосту его программную картину «Жуковский. Последний бюллетень о здоровье Пушкина». Поражал огромный драматизм происходящего, который художник смог передать на небольшом холсте. Критикой было отмечено и полотно Ящука «Земля Венецианова», где художник Венецианов изображён рядом со своим самым близким учеником Сорокой и их постоянной моделью – девушкой-крестьянкой.
На тему войны им написаны проникновенные картины «Лето 42-го» и «Встреча на Эльбе».
Мотивы Москвы, её улиц и домов. Пейзажи такой сегодня далёкой и любимой Прибалтики. Портреты выдающихся современников – Курчатова, Келдыша, Королёва. Не перечислить творческих интересов Александра Павловича. В его мастерской – стопки живописных работ. Этюды, в большинстве своём даже не одетые в «парадный» багет. Холсты у стен и на самих стенах… Всё это – естественная «атмосфера» для неспокойной натуры художника!
«Я верен генам, которыми наделён с рождения, – говорит Александр Ящук. – Я родился реалистом. И им останусь навсегда, отметая самые заманчивые современные «измы». В искусстве никогда нельзя себя ломать, надо прислушиваться к единственно верному на земле человеческому камертону – своему сердцу».