В этом году известной русской поэтессе Елене Благининой исполнилось бы 105 лет. В это трудно поверить, ведь когда читаешь её стихи, кажется, что они написаны совсем недавно и специально для тебя. На детских стихах Благининой воспитывалось не одно поколение. Не только малыши, но и дедушки и бабушки, мамы и папы с доброй улыбкой вспомнят «Не мешайте мне трудиться», «Одуванчик», «Солнышко – золотое донышко». В чём же секрет долголетия стихов Елены Александровны? Наверное, в том, что они полны доброты и любви, учат радоваться каждому прожитому дню, видеть необычное в обычном. И как же нужны они в наше прагматичное время, когда духовное вытесняется материальным!
Елена Благинина пережила много горестей и трудностей и в тридцатые годы, и в «сороковые-роковые»: арест мужа, известного поэта Георгия Николаевича Оболдуева, и многих близких друзей, испытания военного времени. Позднее она вспоминала: «Эти годы были полны мытарств, поисков работы, беззащитности и неустройства». Но, несмотря ни на что, она оставалась оптимистом, поддерживая друзей и близких: «Нас осталось немного – мы живём на кладбище, но всё-таки живём и полны благодарной памяти к ушедшим, да святятся их имена».
Елена Александровна никогда не нагружала других своими проблемами, она умела скрывать боль и горечь за шуткой, дружеской эпиграммой. Эта страница её творчества до сегодняшнего дня оставалась не до конца исследованной. Племянник поэтессы Александр Благинин показал нам неизвестные ранее эпиграммы. Написанные много лет назад, они не потеряли своей актуальности.
Как часто мы говорим сегодня о необходимости карьерного роста и стремимся продвинуться по служебной лестнице. Но при этом забываем о семейных ценностях, о тёплом доме, где тебя всегда ждут и примут со всеми бедами и проблемами. Именно об этом тревожится Елена Александровна в своей эпиграмме, посвящённой Агнии Барто:
...Вы растроганы ужасно
(Популярность – это ясно!),
Вы бормочете «мерси»,
Вы спешите на такси.
Но встречают Вас не детки,
А, пардон, марионетки:
В словаре – сплошной «актив»,
«Проработка», «коллектив»...
Она была человеком, которого отличало не только тонкое чувство юмора, но и гражданское мужество. В 1934 году на Первом Всероссийском съезде писателей официально был провозглашён метод социалистического реализма, газеты пестрели лозунгами «Даёшь ударников в литературу!», а эпиграммы Благининой призывали «оставаться Человеком в обстоятельствах любых». В «Дидактической балладе», посвящённой С.Я. Маршаку, она с грустью размышляет:
Оратору нужно красно говорить,
Пирожнику знать своё тесто.
Нам, детским писателям, нужно творить,
А мы почему-то ни с места!
Особая ответственность, по мысли Благининой, ложится на детского писателя. «Кто, как не мы, посмеет ребятам мир открыть?» – задаёт она риторический вопрос в эпиграмме, посвящённой Льву Квитко.
В стихах Елены Благининой удивительное – рядом, нужно только увидеть его. «Пусть читатель не думает, что я или кто-либо из нас склонны к мрачности, не любим радостей жизни, не видим и не ждём света. Он – в нашей молодёжи, на которую у нас столько надежд, и в каждом дереве, в каждой птице, в каждом животном и в каждом луче», – этими словами она закончила свою книгу воспоминаний «Бульвар Новинский, № 6».