Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 января 2023 г.
Литература

Стоящий на плечах гигантов

Игорь Елисеев в диалоге с мировой культурой

23 января 2023

Известный донской поэт Игорь Елисеев – издатель международного альманаха «Рукопись», автор многих поэтических книг, стихотворных переводов со многих языков, нескольких уникальных словарей, выполнивший в одиночку работу целых научных институтов, академик Петровской академии наук и искусств, отметил в конце прошлого года 70-летний юбилей.

Великий русский философ Серебряного века И.А. Ильин был убежден: «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму». Известный донской поэт Игорь Елисеев – издатель международного альманаха «Рукопись», автор многих поэтических книг, стихотворных переводов со многих языков, нескольких уникальных словарей, выполнивший в одиночку работу целых научных институтов, отмечающий в этом году 70-летний юбилей, неслучайно избран академиком Петровской академии наук и искусств. Елисеев неизменно требователен к форме своих произведений. Читая его поэтические книги, отмечаешь высокую культуру эпиграфов, сложнейшую форму «венка сонетов», изощренную звукопись: «И вновь шушукаются шины с шоссе», «И слышно, как сухие зерна / шуршат в ладонях ветерка», оригинальность найденных поэтом образов: «старость – сваха смерти», «пустыня ночи».

Легко и естественно чувствует себя в мире культуры Игорь Елисеев. Наверное, именно поэтому героями его стихотворений нередко становятся картины, иконы и фрески знаменитых художников – Рублева и Модильяни, Микеланджело и Левитана, Леонардо да Винчи и Дали, Тулуз-Лотрека и Гойи. Поэт словно возвращает в нашу поэтическую реальность старинный жанр экфразиса – поэтического переложения сюжета картины. Нередко ему помогает «гений места» – память о тех мастерах, чьи шаги и сегодня слышны в Мичуринске и Плесе. Так, в стихотворении «Плес» реальный пейзаж будто двоится: нам открывается сразу и то, что увидел лирический герой Игоря Елисеева, и то, что на языке живописи описал Исаак Левитан в знаковом полотне «Над вечным покоем».

Писатели, давно ушедшие в небытие, порой ближе автору этой книги, чем люди, суетливо обитающие по соседству. Ощущая с русской и европейской классикой глубинное родство, Елисеев окликает в стихах летописца Нестора и разбитных русских скоморохов, нещадно преследуемых официальными властями в ХVII веке, гениального юношу Лермонтова и неутомимого исследователя отечественных трущоб Гиляровского, а также столь не похожих друг на друга Александра и Николая Островских.

Не меньшую близость чувствует донской поэт и с задиристыми испанцами Кальдероном и Лопе де Вегой, с озорными французами Беранже и Рембо, с японским лириком Басё, с героями англичанина Шекспира и датчанина Андерсена, английского бунтаря Байрона и флорентийского изгнанника Данте, романтическим Шелли. Даже придуманные поэтом неологизмы неизменно возвращают нас в царство Литературы – «опушкинились», «обаристофанились». К своим литературным оппонентам поэт непримирим – «мета-мета-метафорическая дребедень».

Но не менее важно для Игоря Елисеева и желание сберечь в душе чистое, детское начало. Именно оно позволяет автору избегать вторичности и дает возможность воспарять над унылым бытом с его съедающей время и силы скучной повседневностью: «О, если б мы всегда могли / глядеть по-детски удивленно / на доброе лицо земли / душой своей вечнозеленой!»

Размышляя над пейзажными стихами Игоря Елисеева, возвращаешься к мысли И.А. Ильина об особенностях национального менталитета: «Русский народ – народ сердца, даже если это сердце озлоблено и издергано великими-превеликими страданиями; народ с воображением, склонностью к созерцанию». В стихах донского поэта нередко появляется образ опавшего или беспомощно трепещущего на ветке листа, талантом Василия Розанова навсегда наполненный философским подтекстом. Елисеева, как и Розанова, волнует извечный вопрос: «Что истина?» – его медитативная лирика по-своему отвечает на этот жизненно важный для каждого из нас вопрос.

О народной жизни второй половины ХХ столетия, увиденной неравнодушными глазами лирического героя – попавшего из большого города в глубинку — поселок Ярок (где Елисеев работал учителем), поселок Отдалённый (где поэт трудился топографом), рассказывают поэмы («Распределение» и др.) донского писателя. Богатая событиями биография Елисеева дает возможность постоянно обращаться к пережитому и увиденному поэтом за последние полвека, столь резко изменивших нашу страну и весь окружающий мир. Сегодня эти поэмы воспринимаются как исторические.

Стихи Игоря Елисеева убеждают: «аксиому жизни» он понимает так же, как И.А. Ильин, утверждавший: «Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его – и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа».

Читая стихи Игоря Елисеева, осознаешь справедливость предположения И.А. Ильина, считавшего главным своеобразием русской души «созерцание сердцем», становящееся «первичной, основополагающей, ведущей душевно-духовной силой, которая заложена в ней и которую она проводит в жизнь… Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера».

Дикое поле, Украина, Киев, Донецкий край, Эльбрус, Кавказ, Мичуринск, Плес, Ростов, Дон, Тамбовщина, Алтай, Малеевка, Москва, речки Воронеж и Сетунь, Балтика, Таймыр, Европа, Азия… В стихах донского поэта живут и дышат необъятные просторы огромной страны, сформировавшие мироощущение россиян и характеры людей, непонятных, а порой и необъяснимых для жителей маленькой аккуратной «страны-пуговицы» — как называли Мережковский и Гиппиус некоторые европейские страны, появившиеся на карте после 1917 года – развала Российской империи, этакие «географические новости».

Игорь Елисеев – бывалый путешественник. Полную опасностей и напряжения поездку в горы он явно предпочитает ленивому созерцанию в мягком кресле. Поэт побывал даже в Непале, взбирался на умопомрачительные высоты у Эвереста и Аннапурны. Экстремальные восхождения для него — это возможность испытать себя в условиях высокогорной реальности: «Тварь ли ты дрожащая или право имеешь»? Недаром в этой книге трижды встречается имя Ф. Ницше.

Географические реалии в стихах Игоря Елисеева – не экзотика с открыток, а часть пережитого и освоенного им мира. Толедо, Сицилия, королевство Датское, Нотр-Дам, Монмартр, альпийские луга, Сейшелы, Пиренеи, Атлантика, Гималаи, Великая Китайская стена – современный мир в стихах донского поэта словно не имеет границ, ибо дух веет, где хочет.

И.А. Ильин уверен: «…поэзия пленяет душу гармонией и ритмом, учит «духовному восторгу»… Русские поэты были не только созерцателями природы и быта: они видели историю России, ее пути и судьбы, ее опасности, соблазны и крушения, ее призвание, предназначение и смысл ее бытия. Русская поэзия… есть голос самой России».

И всё же самое главное – это то, что перед нами настоящие русские стихи: богатые точными и свежими рифмами, написанные сердцем, со своей, неповторимой интонацией. Автор любит и умеет работать с глаголом действия, и это наполняет его стихи дополнительной энергией. Окружающий лирического героя мир в стихах и поэмах Игоря Елисеева открывается в движении и цвете, он богат запахами и ритмически точно организован. Редкая для современной литературы естественность поэтических жестов убеждает в задушевности и выстраданности многих стихотворных миниатюр и монументальных поэм донского поэта. А ведь именно этих двух качеств, согласитесь, недостает многим модным сегодня рифмованным текстам.

…Полиглот, знающий несколько языков, для души составляющий сложнейшие словари, Игорь Елисеев талантом и масштабом своей личности словно призван примирить давних оппонентов: Ивана Шмелева и Георгия Адамовича. Будучи по-настоящему русским поэтом, Елисеев остается русским европейцем. Именно поэтому определение поэзии самого авторитетного критика Русского Зарубежья Георгия Адамовича вполне может быть отнесено к лучшим стихам Игоря Елисеева: «Какими должны быть стихи? Чтобы, как аэроплан, тянулись, тянулись по земле и вдруг взлетали… если и не высоко, то со всей тяжестью груза. Чтобы всё было понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок. Чтобы каждое слово значило то, что значит, а все вместе слегка двоилось. Чтобы входило, как игла, и не видно было раны… Грусть мира поручена стихам…».

Тэги: Поэт Круглая дата
Обсудить в группе Telegram

Лола Звонарёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ювелир туркменской речи

    01.03.2024
  • Трагедия и традиция

    14.02.2024
  • Два друга-поэта

    07.02.2024
  • Поле боя

    14.09.2023
  • Любовь провозгласить страною...

    08.09.2023
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
  • Александр Башлачев: любовь убивает

    57 голосов
  • Сверхновая печаль

    53 голосов
  • Расшифровывая свою душу

    52 голосов
  • Смерть на взлете

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS