КАРТИНА БЕЗ МАСЛА
Беня говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал ещё что-нибудь.
Исаак Бабель
Прошедшая неделя телесобытиями и антисобытиями удивила ещё больше предыдущей. Начался показ сериала по мотивам прозы Анатолия Рыбакова «Тяжёлый песок» (Первый канал, режиссёр Антон Барщевский). У создателей была уникальная возможность сочно, точно, мощно рассказать о том, чего уже нет. О чём многие уже забыли. О людях, говоривших на языке, на котором уже не говорят, о культуре идиш, о быте и нравах существовавших столетия и исчезнувших в ХХ веке местечек, об этносе, который выплеснул в разные страны сотни тысяч своих представителей, повлиявших не только на Россию, но и без преувеличения на весь мир. И была возможность рассказать об этом талантливо и с любовью, как, например, когда-то в «Поминальной молитве» Ленкома. Или в «Ликвидации», где одесские быт, говор и колорит переданы даже с чрезмерным этнографическим тщанием. В первых сериях «Тяжёлого песка» мне не хватило ни тщания, ни любви, ни таланта. Что за неинтересных, неумных, скучных, картонных героев нам показали создатели фильма? На НТВ, куда я раздосадованно перешёл сразу после окончания четвёртой серии, в «Барьере» «зажигали» писатель Веллер, адвокат Барщевский, ведущий Соловьёв и журналист Минкин, и вот их бы «базар», темперамент, подколки, ярость, хитрость, весёлость и находчивость – в этот фильм. Нет, в сериале всё ещё скучнее, медленнее и многозначительнее, чем в «Московской саге», созданной тем же авторским коллективом несколько лет назад. «Не хочется, чтобы они сказали ещё что-нибудь». А жаль, хороший сериал на заданную тему помог бы многим избавиться от навязчивых фобий и маний. Однако сама идея этнографической саги в нашей многонациональной стране весьма плодотворна. И хорошо было бы её развить и расширить, чтобы появилась сага татарская, башкирская, мордовская, осетинская, якутская… Но делать это надо с любовью, тщанием и талантом.
Вернёмся к «Барьеру» и развернувшейся там дискуссии (по поводу коррупции). Фактически немедленного ареста Романа Абрамовича потребовал Михаил Веллер, за что Константин Ремчуков гневно обозвал его гражданином Эстонии (это писатель сам подтвердил не так давно, выступая в шоу «Судите сами», посвящённом суду над Арнольдом Мери). Михаил Веллер, почему-то смертельно обидевшись, припомнил нынешнему владельцу «НГ» его связи с Березовским, а адвокат Барщевский признался, что знает только одного неподкупного человека (оказалось, что он имел в виду себя), но всех переиграл Александр Минкин, он вовремя подсуетился и заключил с Барщевским денежное пари на проигрыш адвоката, а сумму соразмерил с числом пришедших против него звонков… Ну куда тут до серьёзного обсуждения внесённого в Думу антикоррупционного пакета?! Цирк какой-то получился. Участники не тему раскрывали, не истину рождали в споре (какая к чёрту истина?!), а показывали себя, и потом их сальто-мортале собственным сольным номером завершил ведущий (господа, Владимир Соловьёв!), традиционно доказывая, что самый умный, честный и талантливый здесь он. И далее реклама: «Только он грант». И застрявшее в голове сомнение: отдаст ли Барщевский Минкину 40 тысяч?
Переключился на «Культуру», а там опять Веллер, опять вещает, опять учит. Вспомнились строчки Галича: «Бойтесь единственно только того, кто скажет, что знает, как надо».
КАК МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ
Уже за полночь, в тот же четверг, на ТВ Центре в шоу «Только ночью» на кон был поставлен ключевой вопрос: «Секс, страх, сенсация, скандал в СМИ. За или против?»Позицию «за» возглавили юный телеведущий Никита Белоголовцев, а также примкнувшие к нему эксперты: шеф-редактор телеканала О2ТВ Михаил Фишер, писатель Анна Козлова, а также наиболее активно… отец ведущего, шоумен Сергей Белоголовцев, который когда-то в ОСП-студии прославился смешными пародиями на Константина ›прста. Теперь он ведущий на детском канале «Бибигон» и с удовольствием отрывается в молодёжном шоу, поддерживая сына, не научившегося ещё пока говорить достаточно связно. Но папина аргументация была странной: «Ну почему у вашего «Спаса» такой маленький рейтинг?» Ошеломлённый оппонент отвечал справедливо: «Потому что этого канала в отличие от «2х2» нет в открытом доступе, он на тарелке НТВ+», – но был забит шутками-прибаутками весёлых оппонентов.
В группе «против» сражались ведущая Александра Гройсман (органичнее она была бы в группе «за», потому крайне неубедительна в «против»), а также молодой депутат ГД Роберт Шлегель и религиозный деятель Константин Бендас. Они говорили о необходимости общественного контроля на ТВ, их оппоненты почему-то (и это крайне удивительно) – о защите канала «2х2», непотребные мультики которого недавно были запрещены. Шоу судил неизвестный мне судья, который в конце объявил, что доводы, высказанные теми, кто «против», не поддаются никакой критике. А какой критике поддаётся агитация их оппонентов такого рода: «Воспитывать детей должны родители, а телевизор имеет право показывать всё что угодно», или «Если вам не нравится ТНТ, то не смотрите», или «Запрет мультиков «2х2» удар по свободе слова»? Не знаю, кто смог бы в клубной «разлюли-малине» перекричать зал и вложить в головы нетрезвой публики соображения о едином информационном поле, навязывании гламурных стереотипов, тотальном оглуплении и развращении нации через ТВ, о том, как уродуется сознание детей, оставшихся наедине с телевизором?.. Аудитория (напоенная пивом, подозреваю, за счёт упомянутых каналов) в финале дружно проголосовала за секс, страх, сенсации и скандалы в СМИ. Браво, ТВ Центр! Острый, яркий, публицистичный, интеллектуальный «Бойцовский клуб» закрыли, чтобы на его месте разместить пивную тусовку офисного планктона?
На Первом продолжилась «Большая разница». Мне очень понравился дебютный её, новогодний, выпуск, гораздо меньше – недавний сентябрьский. Там в юмористическом задоре сделали пародию на «Ликвидацию», скрестив её с сериалом «17 мгновений весны». И весёлый бесшабашный Гитлер заговорил с одесским акцентом, что, конечно, может быть, кому-то и смешно, но не потомкам тех, кто погиб в результате страшной войны, развязанной Гитлером, и особенно не тем, кто знает о концлагерях под Одессой, в которых были уничтожены десятки тысяч соплеменников подполковника Гоцмана.
А самый последний выпуск был уже и не очень-то смешным. Совсем не сатирическим, и всё более походил на «Комеди Клаб» и «Кривое зеркало» одновременно. Не увидел я большой разницы.
ФЕНЕЧКА ЕРОФЕЕВА
Вскрытие показало, что больной умер от вскрытия.
Михаил Жванецкий
Скандальный «Гордон Кихот» добрался наконец до большого русского писателя (как он был аттестован ведущим) Виктора Ерофеева. Это первое шоу Александра Гордона, которое достигло цели. Хотел он «размазать» своего героя и «размазал». И в этом ему более всех помог сам Ерофеев. Он с самого начала пошёл в атаку, не давая оппонентам даже задать вопрос, при этом натурально оскорбляя их: «Неучи! Помолчите!» Хамски прошёлся по возрасту и комплекции критикессы, пытавшейся задать ему вопрос. Вёл себя недостойно мужчины, не то что большого русского писателя (БРП). Мария Арбатова умолила его извиниться перед оскорблённой дамой, но он это сделал так, что лучше бы не делал. Далее большой русский писатель не узнал большого (кроме шуток) русского артиста Юрия Назарова («Андрей Рублёв», «Зеркало», «Маленькая Вера»), а потом милостиво припомнил его и с лёгким презрением снисходительно заявил, что «вообще-то артистов любит». БРП никто не оскорблял (можно проверить, ток-шоу выложено в Cети), претензии к нему высказывались с аргументами и наиболее приличными цитатами из его же произведений. За что «неучи» были обвинены союзниками БРП в вырывании фраз из контекста, однако в ответ они не бросили в лицо его оппонентам ни строчки из его бессмертных творений. Защищавшая Ерофеева критик Наталья Иванова вообще зачем-то сказала, что не относится к поклонникам его художественного дарования. Затем друг семьи Ерофеева (!) К. Ремчуков заговорил о сокровенном, приведя цитату из БРП: «Когда я знакомлюсь с женщиной, то, глядя ей с доброй улыбкой в глаза, я всегда почему-то думаю о том, хорошо ли она делает минет»… Да-да, именно это и процитировал. Что катастрофически напомнило недавний выпуск программы с К. Собчак, где речь зашла о мастурбации. И невольно в контексте последних телепремьер выстроилась логическая цепочка номенклатурных деток: Светлана Аллилуева, Галина Брежнева, Виктор Ерофеев, Ксения Собчак.
В свою защиту БРП с доброй улыбкой (слегка искривлённой цековско-барским пренебрежением к неучам и подлецам) рассказал о том, как его принимали в Ханты-Мансийске недавно и 20 лет назад в Голландии! За «голландскую болезнь», то есть за феноменальные успехи Ерофеева за рубежом, тотчас ухватились его оппоненты, справедливо напирая на то, что Запад любит публиковать, продвигать и награждать произведения, в которых Россия представлена грязно, мерзко и желательно с нецензурной лексикой, а русские – наиболее отвратительным народом. Когда в подтверждение была приведена подходящая антирусская цитата из БРП, то на его защиту мощно встал Марк Розовский, сказав, что то были слова истинного русского патриота. Чем он одних рассмешил, а других озадачил: «Но что ж тогда русофобия?» Далее он говорил о чудовищных страданиях БРП в 1979 году, когда тот наиболее мужественно боролся с тоталитаризмом. И породил очередное чувство неловкости, ему тотчас напомнили, что, например, писатель Леонид Бородин в это время (а всего 12 лет) сидел в лагере, однако никогда не спекулировал своим диссидентством.
Завершилась передача сокрушительно для её героя. Монтаж монтажом, но главное огорчительно-разоблачительное впечатление, которое сложилось, такое: король не только голый, он ещё недобр и нечист. А какая «фенька» доброжелательности и интеллигентности была у Ерофеева в «Апокрифе»!
На следующий день после трансляции БРП обвинил Александра Гордона в подлости, а Первый канал – в мести за то, что он с Джигурдой и со скандалом отказался от участия в проекте «Последний герой», который Ерофеев назвал фашистским. Всемерно поддерживая бунт Джигурды и БРП против Первого канала, а также соглашаясь с тем, что налицо и месть каналий Первого, должен констатировать, что Виктор Ерофеев – сам творец своего поражения. Зачем он согласился на «Последнего героя»? Ради денег, пиара, повышения капитализации? Зачем пришёл на программу Гордона? Зачем не ушёл в самом начале, когда понял, что предстоит «судилище»? Зачем там так себя вёл? Сам себя высек, самомнение проиграло народному мнению.
БОЛЕЕ УЖАСЕН, ЧЕМ ПРЕКРАСЕН
Почему Петра Великого, с которым связаны рождение империи, прорыв к морям, победы над «сепаратистами» вроде Мазепы, «индустриализация», представлял В.С. Черномырдин? За ним сдача союзной Югославии, позор Будённовска («Шамиль Басаев, говорите громче!»), экономический коллапс, грабительская приватизация и на посту посла на Украине – сплошные провалы. Возможно, это тонкий ход организаторов, решивших таким макаром «утопить» Петра, «большевика», западника и врага веры православной. ВСЧ представил императора так, как будто вёл юбилейное заседание партхозактива (оппоненты не могли сдержать улыбок). А вот далее дискуссия развивалась крайне интересно и содержательно, с чем и участников, и организаторов стоит поздравить. Хотя были и странные вопросы (например, Рогозина про рыжих и кривых), которые снижали уровень разговора, а впрочем, может быть, вносили в неё современную «живинку». Полагаю, «первый большевик» Пётр Великий, неожиданно для многих подвергнутый беспощадному и компетентному разбору, на высокое звание «Имя – Россия» уже не претендует.
Второй выпуск оказался успешнее первого. В третьем генерал Варенников будет представлять генералиссимуса Сталина. Посмотрим.