«Этот номер «Русской мысли», как стало у нас традицией, богат на исторические материалы. И главный среди них – история Аркаима, комплекса из городища, могильника и селищ XX–XVI столетий до нашей эры (!), который был обнаружен в начале семидесятых годов прошлого века на Южном Урале…» – пишет главный редактор издания Кирилл Привалов в статье «История как познание», обозначенной как тема первого в 2024 году выпуска.
Исполинскому прямоугольнику со сторонами 100 и 150 км, образованному городищами Южного Урала, археологи дали поэтичное название Страна Городов. Об этом – материал Андрея Буровского «Великое случайное открытие», посвящённый самому большому в России комплексному Музею-заповеднику Аркаим, расположенному на юге Челябинской области.
Представляют интерес материалы, посвящённые истории и историческим личностям: «Российская империя и войны в Европе» (Тео Гуриели), «Сподвижник Петра I Савва Владиславич-Рагузинский» (Карина Энфенджян), «Князь Григорий Николаевич Трубецкой» (Евгений Ефремов).
Опубликованы в номере и литературные произведения: глава из книги известной писательницы Алисы Даншох «Истории из пропавшего чемодана» – «По ком звонит «колокол» в Ницце», рассказы Владимира Малышева, Марины Соловьёвой, Александра Балтина, повесть Валерия Поволяева «Одинокий «Юнкерс» (продолжение), подборка стихотворений Михаила Синельникова.
Также в «Русской мысли» – поэтическая подборка Генриха Сапгира, статьи, посвящённые писателю Евгению Замятину (Игорь Сухих), астроному Галилео Галилею (Вячеслав Катамидзе), театральному режиссёру Всеволоду Мейерхольду (Вячеслав Миляев).
Алексей Шульгин отвечает на вопрос «Как сегодня существует, чем жива русская анималистика?» («Три звериных царя»).
В статье к 145-летию основоположника супрематизма Казимира Малевича Оксана Копенкина размышляет о парадоксе самой известной картины художника «Чёрный квадрат».
В материале Сергея Макина «Ромео и Джульетта»: судьбы скрещенье» читаем о балете Сергея Прокофьева, созданном по великой трагедии Шекспира. «Галина Уланова, первая исполнительница партии Джульетты, позже писала: «Я плохо помню премьеру «Ромео» в Лондоне. Помню, что было очень страшно. Позже мы узнали, что в зале присутствовали Лоренс Оливье, Вивьен Ли, Тамара Карсавина, Марго Фонтейн. Когда окончился первый акт, в зале стояла гробовая тишина. Какое то мгновение, секунды, которые показались вечностью. Неизвестно, чем эта тишина обернётся… И что будет дальше?! Будто перед грозой… Потом зал встал, грянули аплодисменты, крики…» «Эта роль стала одной из любимейших у великой балерины», – пишет Сергей Макин. Он также размышляет в своей статье об увертюре-фантазии Петра Чайковского «Ромео и Джульетта».
Также в этом выпуске «Русской мысли» – материалы о баснописце Иване Крылове, писателе Серебряного века Георгии Чулкове, традиционная рубрика «Православный вестник».
На первых страницах журнала – заметка о выдающемся деятеле русского зарубежья Викторе Лупане (1954–2022), на протяжении шестнадцати лет возглавлявшем издание.