К 300-летию образования Московской губернии
3 октября – День Московской области. Московию – срединную землю Русской равнины – издревле называли Страной источников. Великое множество живоносных родников бьёт из её недр, рождает истоки многочисленных рек и ручьёв. Кстати, на истоке Москвы-реки в Можайском районе возведена часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный источник. Но сокрыт в этом образном названии и более глубокий смысл.
Родная, древняя, исконная,
Ты – перекрёсток всех дорог.
Страна источников –
Московия,
Любви и памяти исток.
В Московии – истоки нашей истории, духовности, культуры, государственности. Здесь сошлись климатические и природные зоны, столкнулись многие старинные жизненные уклады и современные суетные проблемы жизни, здесь перекликнулись все наречия русского языка, чтобы на земле, где явился на свет и рос Александр Пушкин, родился современный литературный язык, который и сам «Россию во многом создал».
Нет, не случайно именно на этом перекрёстке Божьей и людской волей возникла и поднялась столица Московского государства, главный и славный город Российской империи – Москва! Если столица империи и переносилась в Петербург, то, по меткому народному выражению, которое приводит Владимир Даль, «Петербург – голова, а Москва – сердце».
К тому же Петербург, окружённый лесами, болотами, угро-финскими племенами, представлял некую военную, имперскую, бюрократическую крепость, а матушка-Москва немыслима без посадов, пригородов, без городов – младших братьев вроде Дмитрова и Звенигорода. Её и звали-то большой деревней.
Великий историк Соловьёв писал: «Область Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей мы замечаем стремление получить в свою власть всё течение реки». Этого сумел добиться сын Александра Невского – святой Даниил Московский. Присоединив Коломну и Можайск, он выполнил главную задачу – взять под контроль всё течение реки! Не символично ли, что после вековых потрясений, административных делений и преобразований такими и остаются сегодня границы Московской области – всё течение реки. Подмосковная земля – ведущая область России – уникальное административное образование не только страны, но и мира, ибо далеко не каждая прославленная столица имеет свою «Парижскую» или «Лондонскую» область.
Одна из загадок русской истории – резкое возвышение роли Московии. Почему именно она? Русь стонет под игом, горят окраинные земли, разрушены славные города, а городок на былинной реке Смородине – растёт. «В Москву, как в центральный водоём, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы», – пишет В. Ключевский. Ему вторит С. Платонов: «Москва была расположена в узле дорог». Через неё шли все переселенцы, оставляя богатства или оседая здесь. Москва-река связывала бассейны Волги и Оки, и её не могли миновать щедрые торговцы-новгородцы.
Но тут же историк Платонов твёрдо заявляет: «Второй причиной возвышения Москвы были таланты и удачи первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения». А сколько примеров в истории, в том числе и новейшей, когда все выгоды и преимущества налицо, но бесталанные правители не укрепляют страну, а разбазаривают то, что осталось от предков! Даже зародилась во времена Ельцина горькая шутка: скоро Россия сократится до размеров Московской Руси. А какими усилиями, потом и кровью её созидали великие предки! Ведь и Московская Русь не с неба свалилась. Это московский князь Дмитрий Иванович, любивший подмосковную Коломну и венчавшийся там с Евдокией, начал процесс объединения Русского государства, возглавил борьбу с Золотой Ордой за окончательную независимость Руси.
Не будем углубляться в историю, хотя без неё на Московской земле – никуда. Вернёмся к юбилейному событию, к государственному созиданию.
Ядро государства
Московия, оформленная 300 лет назад как Московская губерния, – историко-политический центр и ядро Русского государства, а со времён Ивана Калиты, добившегося переноса в Москву митрополичьего престола, это ещё и духовный центр Руси. Наконец, с рождения в Москве и гражданского становления в Подмосковье великих москвичей Пушкина и Лермонтова – это литературный, общекультурный центр России. Становление единого Российского государства в XV – начале XVI века сопровождалось ослаблением и упразднением удельных княжеств, превращением подмосковных городов в государевы посады. В последующем возникла необходимость территориального деления разраставшегося и усиливавшегося Московского княжества. К XVII веку в Подмосковье сложились Московский, Верейский, Волоколамский, Дмитровский, Зарайский, Звенигородский, Каширский, Клинский, Коломенский, Можайский, Рузский и Серпуховской уезды.
В управление Московским краем основательные перемены внесли административные реформы Петра I, главная из них – рождение Московской губернии. Царь работал над важным указом с 1707 года, к осени 1708 года он был почти готов. Московская губерния была названа в нём первой, и в ней, кроме Москвы, числилось 39 городов. Напомню читателям, что 29 декабря (по новому стилю) 1699 года Пётр I издал указ о переносе Нового года с 1 сентября на 1 января и указал, как его праздновать. По улицам Москвы начали ходить солдаты и проверять, готовятся ли люди праздновать Новый год по европейскому образцу. Ослушников царского указа наказывали.
Сведений о внешних и внутренних границах Московской губернии периода 1708–1774 годов до нас дошло очень мало, несмотря на публикацию тогда же двух её карт. Первая – «Губерния Московская, разделённая в 9 провинций» – напечатана Василием Куприяновым в 1711 году. Хотя здесь все линии границ присутствуют, карта крайне несовершенна и грешит вопиющими искажениями (к примеру, Волоколамск «переехал» к юго-западу аж за Можайск, почти вплотную к Калуге). Можно лишь констатировать, что в 1711 году Московская губерния включала в себя не только подмосковные города Звенигород, Серпухов, Каширу, но и земли Ростова Великого, Рязани, Костромы, Владимира, Калуги.
Первым московским губернатором на седьмом десятке лет был назначен боярин Тихон Стрешнев – один из любимых, хотя и не ближних родичей царя, с которым его связывала почти сорокалетняя дружба. Губернаторствовал Стрешнев на Москве недолго. Пётр не любил старую столицу. Отправляясь в Прутский поход 22 февраля 1711 года, царь учредил Сенат, куда в числе девяти сенаторов вошёл и Тихон Стрешнев, переехавший в Петербург, который стал новой столицей и любимым городом Петра.
Столь обширные губернии были упразднены Екатериной II. Вместо восьми «петровских» было учреждено около восьмидесяти новых губерний. Так, в 1781 году появилась новая Московская губерния, состоявшая из 15 уездов: Московского, Богородского (ныне Ногинск), Бронницкого, Верейского, Волоколамского, Воскресенского (ныне Истра), Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Коломенского, Можайского, Никитского (бывшее село Колычево), Подольского, Рузского и Серпуховского. Егорьевский, Зарайский и Каширский уезды тогда были включены в Рязанскую и Тульскую губернии.
К 1917 году статус городов в Московской губернии имели лишь 13 поселений. Наиболее крупные из них, Серпухов и Коломна, по переписи 1897 года насчитывали от 25 до 30 тыс. жителей. Быстрый рост числа городов происходил уже в годы Советской власти. Перепись 1926 года выделяет среди поселений Подмосковья 32 города и 57 посёлков городского типа. Накануне этой переписи статус городов получили нынешние районные центры Люберцы, Мытищи, Наро-Фоминск, Озёры, Пушкино, Раменское, Щёлково. Большинство других крупных городов на подмосковной карте появилось уже во второй половине 30-х годов и в 1940 году.
Таков вкратце исторический фон жизненного и административного пространства, на котором в 1929 году была создана Московская промышленная область. В будущем году будет отмечаться 80-летие образования Московской области, но, на мой взгляд, 300-летие губернии дата – куда более важная. Кстати, полный герб Московской области, похожий на герб Москвы, имеет важнейшее отличие – над святым Георгием изображена императорская корона. Такое право даровалось только Московской губернии. По закону о гербе Московской области 1997 года, кроме золотой Императорской короны, в герб вплетены ленты трёх орденов Ленина, полученных за трудовые и ратные подвиги. Как известно, победа в Великой Отечественной войне началась «в белоснежных полях под Москвой». Линия фронта в 1941 году напряжённо выгнулась на восток, как лук, приблизившись у Красной Поляны к столице на 20 километров. Но тем стремительней был полёт победной стрелы, пущенной из этого огненного лука и поразившей Берлин.
Неподалёку от Свято-Данилова монастыря, на площади Серпуховской заставы, поставлен памятник Даниилу Московскому и возведена в 1998 году часовня в его честь – может быть, близ того места, где лёг он вне стен обители, рядом с монахами и рядовыми подданными. Святейший Патриарх написал о Данииле Московском: «Св. Благоверный князь Даниил… стяжал славу миротворца и мудрого правителя, заложив нравственные основы будущей государственной политики своих преемников». Каждая эпоха испытывает его властных преемников: крепка ли эта нравственная основа?
Зерно Руси
В мае 1792 года в подмосковном городе Бронницы родился Дмитрий Потапович Шелехов – писатель-агроном, поэт, философ, математик, изобретатель. Он был выходцем из знаменитого купеческого рода, окончил Московский университет с золотой медалью, вступил в чине подпоручика в пехотный полк московского ополчения. Принимал участие в Бородинском сражении, в битве под Дрезденом, вступил с армией в Париж, и в 1817 году вышел в отставку в звании полковника и с «пенсионом полного жалования». Вот как заботились тогда о ветеранах – полное жалование! Поселился в имении, продолжал путешествовать, посвятил себя литературным трудам, и в 1843 году был напечатан его замечательный очерк «Путешествие по русским просёлочным дорогам». Как любовно и точно он охарактеризовал нашу срединную Россию и Московию! «Вы знаете этот обширный, населённый край русской земли, который окружает сердце России, Москву. Здесь кипит труд и промышленность, здесь живёт народ одноплемённый, умный, смышлёный, богобоязненный, живой, деятельный, бодрый, предприимчивый. Русский человек этого края по большей части с русыми и тёмно-русыми волосами, с выстриженной маковкой, красив лицом, строен телом и всегда весел духом; в глазах горит отвага; поступь гордая и смелая, ловкость и щегольство – неразлучные его товарищи… Язык чисто русский. Дух языка, состав выражений изображают чисто русское слово…»
Где теперь эти одинаковые черты, нравы и достоинства? Всё было за полтора века перевёрнуто, перемешано, взорвано войнами и социальными катаклизмами. Несколько раз рушилась скрепляющая идеология, государственная, экономическая политика, и золотое Зерно России – потускнело.
Народ разноплемённый
«В Москву вливается всё самое свежее и талантливое, что есть на Руси», – писал драматург Островский. А что сегодня «вливается» в столицу и область, чтобы вылиться на головы, души и уши коренных жителей? «Здесь живёт народ одноплемённый…» – утверждал Шелехов полтора века назад. Теперь, напротив – самый разноплемённый. Этот процесс – объективный, но он не должен быть стихийным!
В Истринском городском суде прошёл недавно «знаковый» процесс. Городской прокурор Соболев просил суд лишить регистрации по месту жительства некоего гражданина Чебана, который прописан в одном из многочисленных в Подмосковье «резиновых домов». Судья Глумова прокурору Соболеву в удовлетворении иска отказала. Напрасно! Вот страничка – кандидат в книгу рекордов Гиннеса: в сгоревшем доме с полужилым помещением площадью 20 кв. м в деревне Медведки Истринского района прописано… 630 человек. В муниципальную квартиру вы не можете прописать сколько угодно человек – есть санитарные нормы, а в частный дом – хоть целый аул. Такова дикость законодательства! А ведь по месту жительства (то есть регистрации) гражданин ставится на военный и налоговый учёт, вносится в списки избирателей, разыскивается милицией.
Эта дыра в законе привела к тому, что, по данным Федеральной миграционной службы, в столичном регионе находится больше полумиллиона мигрантов, и почти все они – на нелегальном положении. Как, имея такие законы, бороться с преступностью, с коррупцией? Если в 90-е годы иногородние были замешаны в каждом шестом противозаконном деянии, то сейчас уже более половины преступлений в Московии совершают приезжие.
По твёрдому убеждению учёных, конфликт цивилизаций и отдельных групп населения в условиях неконтролируемой миграции неминуем. Эксперты-демографы считают, что «критической массой» мигрантов является 10–12% от общего их количества в данном регионе. То есть для Московской области – это 650 тыс., для всей Московии – меньше 2 млн. С учётом давно осевших и незаконных мигрантов их количество давно зашкаливает за предельный уровень.
Кстати, официально, как сообщили РИА «Новости» руководители области, в 2009 году планируется привлечь на работу в Московскую область около 300 тысяч трудовых мигрантов. А сколько их уже сегодня? Причём лидируют легально граждане Турции, Украины и Узбекистана, отметил подмосковный чиновник, но мы-то видим, что больше всего «гостей» из Азербайджана и Таджикистана. «Но ведь нужна рабочая сила!» – восклицают любители простых решений. Хотя как раз столичный регион мог бы стать примером модернизации экономики, введения трудосберегающих технологий, а не просто набора всё новых рабочих. Ну и, конечно, из-за своей привлекательности – островом репатриации наших соотечественников, которым надо просто создать для этого условия. И поедут тогда к нам люди более высокой квалификации, единой с нами культуры.
Заповедное пространство
Московия – уникальный географический ареал: здесь сошлись все природно-климатические зоны срединной России. Потому таёжные леса и болота на севере контрастируют со светлыми берёзовыми рощами на юге, а овражистый и холмистый запад совершенно не похож на восток с его мещерскими низинами. При этом ни в одном регионе России природа не испытала такого разрушительного воздействия со стороны людей. Московская область – самая густонаселённая область России: примерно 142 человека на 1 кв. км. Здесь много крупных городов, самое большое количество наукоградов, множество промышленных предприятий, космических и военных объектов. Наконец, это область самого интенсивного жилищного, коттеджного и дачного строительства. На лето около 4 млн. москвичей перебираются в Подмосковье. Таким образом, в Московской области есть ряд районов, где с мая по сентябрь число приезжих в 3–4 раза превышает количество местных жителей. В свою очередь 700–800 тыс. жителей Подмосковья работают в Москве, а 250 тыс. москвичей трудятся в Подмосковье. Маятниковые миграции, забитые дороги. Нагрузка на природно-экологическое и историко-культурное пространство – непомерная!
Михаил Нестеров, выдающийся художник Серебряного века и замечательный литератор-мемуарист, писал: «Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу». Известно, как любил Нестеров подмосковный, в частности абрамцевский, пейзаж. И запечатлел именно его на своей замечательной картине «Видение отроку Варфоломею». На фоне русского пейзажа особенно рельефно видятся души выдающихся творцов, связанных с Московией, высший смысл жизни. Однако стоит проехать по Подмосковью – и видишь, что неповторимый пейзаж, вдохновлявший художников и поэтов, гибнет.
Всякий москвич знает, что над столицей никогда нельзя увидеть стаи перелётных птиц. Я даже писал в давнем стихотворении: «Стаи Москву, как грузы, обходят по кольцевой…» Теперь журавлей нельзя наблюдать и за МКАД. Надо отъехать далеко от мегаполиса, чтобы увидеть осенью косяк пролётных птиц, прощающихся с родиной печальными криками до новой весны. Этим гордым птицам видно из поднебесья, как выбирать верный путь и с какой землёй поэтично прощаться… Хотелось бы верить, что моя родина – Московия – останется заповедным природным и культурным пространством.И птицы не станут облетать её стороной.