Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Страна Воскресения

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Такое название получил концерт в Большом зале Московской консерватории, ставший совместным проектом Национального Свиридовского фонда и фонда «Фрески Руси». Перед широкой публикой предстал полный свод «Песнопений и молитв» Георгия Свиридова.

Это сочинение, создававшееся на протяжении почти 20 лет, стало совершенно уникальным по своей сути и музыкальному строению, рубежным музыкальным произведением стыка тысячелетий. Имея масштаб мистерии (и масштаб воистину библейский), оно содержит в себе не только возвышенно-молитвенный, но во многом и назидательный настрой. Так раньше назидали старцы. Эта не церковная, а именно духовная музыка всякого зовёт к молитве, к глубокому размышлению и чувству – и, конечно, к Богу. Так пожилой священник то ласково, то грозно толкует слова молитв ребёнку или взрослому, намеревающемуся окреститься… Да-да, иногда именно грозно, предостерегая от грехов: пробирает озноб, например, от «Аллилуйи» в «Странном рождестве», написанной во фригийском ладу (для несведущих – это лад суровый, тяжёлый и мрачный). 

«Святый бессмертный, помилуй нас!» Свиридов отлично понимал, куда уносит рок событий Россию, – но при этом понимал и спасительную силу православной веры. Старец отдал последние энергетические заряды своего дара, чтобы воззвать этой соборной музыкальной молитвой к спасению. 

«Песнопения и молитвы» были исполнены хором Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова и хором Сретенского монастыря под управлением регента Никона Жилы. 

Равная у обоих хормейстеров по смысловой и выразительной силе, это была во многом именно регентская трактовка. После поразившей многих интерпретации Петербургской капеллы под управлением Владислава Чернушенко, репетировавшего «Песнопения» ещё с автором, теперь родилось новое исполнительское прочтение (убеждён, что эту музыку разными гранями будут открывать вечно). На концерте ощущалось, что сочинение исполняется именно церковным по складу своему, а не светски академическим хором. Хотя пели с большим вдохновением и пониманием, со множеством очень выразительных и верно расставленных акцентов. 

Солисты или группы солистов пели, как «чини ангельскии». Изумительная интонация, слаженность партий, ясная вызвученность соло на фоне единого монолита хора, океанская глубина звучания, грандиозные нарастания и затухания – и всё это как бы из самой души, едино. На сцене стояли более 100 певцов – Георгий Васильевич мечтал об этом: чтобы у «Песнопений» был ёмкий, пространный тембр под стать их содержанию. 

Во всём строе дирижёрской трактовки и качестве исполнения присутствовали сугубо церковная точность, основательность, добротность, с которой в мире православия делается всё – от мытья пола в храме до совершения службы, от строительства малой часовенки до сооружения многоярусной колокольни. И это проявлялось на концерте, причём не в одних выражениях лиц певцов и «монашеских» костюмах, как это нередко бывает (кстати, хор пел в светской концертной одежде), а в самом звучании. При этом сочинение исполнялось с удивительной простотой и сдержанностью, хотя и с большим чувством, но безо всякого надсада. «Где просто, там ангелов до ста…» 

Между прочим, концерт проходил во время Великого поста, и память об этом тоже проявлялась в строгости манеры пения. И насколько по-христиански после всех оваций было спеть «Вечную память» Свиридову при поднявшемся с кресел зале, а затем без поклонов разойтись со сцены…
Любопытно – концерт хотя и был посвящён памяти Г.В. Свиридова, но всё же состоялся не к дате, не по заказу, не по какому-то случаю. Видимо, время пришло такому исполнению. Это музыка, определяющая новое движение во всём духовно-нравственном процессе «Мира Жизни» (понятие выдающегося мыслителя В.Ф. Гребенникова). Она направлена к Человеку Будущего. Возможно – далёкого. Но к нему нужно идти во что бы то ни стало – хотя бы вот такими концертами. 

Что касается проекта фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», совмещённого с музыкальной программой концерта, то опять же налицо понимание вещей: «Песнопения и молитвы» – это именно звуковые фрески, и ничто другое. И сочетаемость музыкального звучания с фресками Дионисия, представленными в цвете на большом экране, была не только красива, но тоже имела своё смысловое значение и при этом своего рода новизну. 

…Вот бы собрать учеников хотя бы нескольких школ или студентов вузов, пригласить их в Большой зал Консерватории и повторить им этот концерт. Пусть узнают, что в жизни такое, оказывается, есть. Пусть мир предстанет им в песнопении и молитве, а не в том, в чём, увы, он чаще всего им предстаёт. Пусть бы они попали в страну Воскресения. 

Алексей ВУЛЬФОВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS